Калужский митрополит объяснил природу чудес в житиях православных святых

Калужский митрополит объяснил природу чудес в житиях православных святых

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) в своей очередной воскресной проповеди заявил, что православных нередко упрекают в пристрастии к чудесам. «Будто бы они выискивают их всюду, особенно в книгах, для укрепления своей веры. Рационалисты видят в этом удобный повод для насмешек».

По словам владыки, существует немало любимых христианами книг, в которых описываются чудеса, но у разных текстов неодинаковый уровень авторитетности: «Один — у Священного писания, другой — у святоотеческих трудов и официальных исторических документов, таких как акты Вселенских соборов, третий — у назидательных повествований, в которых могут использоваться литературные приемы».

Особенно это относится к древним житийным текстам. «Это не жизнеописания святых последних двух столетий, которые основаны на архивных документах и других достоверных источниках. Рассказывая о реальных людях, передавая их слова и подвиги, жития древних святых являются литературными произведениями, а не документальными биографиями», — заявил митрополит.

Далее он поясняет: «Памятники житийной литературы полуторатысячелетней давности нередко фиксировали устные источники и создавались в античной художественной традиции. Но в отличие от мифов и героического эпоса… чтение житийной литературы не столько дает интеллектуальное, эстетическое и даже этическое развитие, сколько пробуждает духовно, призывает следовать за Христом».

Он настаивает, что в книгах о святых важнее не описанные в них чудеса, а духовный выбор, который делали эти люди в разных жизненных ситуациях: «Наибольшую достоверность имеют слова Священного писания. В Евангелии есть четкое разделение на иносказательные повествования — притчи Господни и реальные события Его земной жизни. Описанные апостолами чудеса Христовы достойны безоговорочной веры».

«Однако для атеистов Библия — это не слово Бога, обращенное к человеку, а субъективный источник, написанный людьми, которые могут заблуждаться, сознательно одно приукрашать, другое умалчивать. Ответить на этот, казалось бы, неоспоримый аргумент несложно, потому что для веры первичен духовный опыт. Мы сначала доверяем Господу… и тому, что Он нам дает для движения к Нему», — поясняет владыка.

«Господь открывает Себя человеку, когда тот ищет Его и готов доверять Ему. Но не наоборот. Нет такой книги, которую можно дать упорному атеисту, чтобы он прочитал и поверил. Если бы такое было возможно, нетрудно было бы всем стать верующими».

Подводя итоги проповеди, Калужский митрополит сказал: «Когда… человек убедится, что Бог существует, его ничем не отвратить от веры, никакими хитрыми логическими построениями, ложными учениями, сомнительными моментами, которые рационалисты выискивают в православных книгах».