Калужский митрополит сравнил человечество с пассажирами аэропорта

Калужский митрополит сравнил человечество с пассажирами аэропорта

Митрополит Калужский и Боровский Климент свою воскресную проповедь посвятил теме общения верующих с Христом и православному пониманию того, что есть единый Бог.

Обращаясь к пастве, владыка заметил, что легко доказать теорему Пифагора, а вот истинность православия — намного сложнее. Иначе ничто не мешало бы всем людям прийти к единому представлению о Боге и о том, что Он ждет от человека.

В своей проповеди он отмечает: «Бог невидим, неосязаем. Ответ на вопрос: кто верит в Него правильно, а кто заблуждается? — не найти за десять минут в дружеской беседе. По-видимому, Господь не дает наглядного и доказуемого знания о Себе, чтобы оставить место человеческой вере. Ведь если бы это знание довлело над нами, то мы лишились бы возможности проявлять свободу в главном, решающем выборе жизни».

Митрополит заявляет: «Говорят, что… все религии ведут к Нему, как все тропинки от подножия горы ведут к ее вершине, только одни прямее и короче, а другие извилистее и длиннее, но по какой из них ни пойдешь, все равно рано или поздно достигнешь вершины. С этим нельзя согласиться».

«Я бы сказал, что, наоборот, все люди по своему естеству находятся в одном аэропорту, а религии, подобно множеству рейсов, увлекают своих пассажиров в самых разных направлениях… Даже прохождение внешне схожих аскетических подвигов (таких как молитва, отказ от тех или иных видов пищи и других видов самоограничения) в различных вероисповеданиях не приводит к одинаковому результату в духовной сфере.

Беседуя о цели человеческой жизни и способах ее достижения с йогом, раввином, исихастом или дервишем, мы от каждого из них услышим нечто свое, не похожее на остальных. Они мыслят в разных системах координат, у них разные духовные идеалы».

Говоря об индуизме, владыка Климент отмечает, что «у него с христианством диаметрально противоположное понимание того, к чему должно стремиться… Идея, заложенная в основу индуизма, — развоплощение, конечное небытие человека, растворение в океане нирваны… Когда человеку христианской культуры говорят: «Ты будешь жить еще раз», — он радуется. Если же индуисту сказать то же самое, он огорчится: «За что мне такое наказание?» Он надеется больше не воплощаться».

В доказательство он приводит слова апостола Павла: «В христианстве речь идет не об уничтожении нашего личностного бытия и не о растворении людей «в океане божества», а о том, что общение верующих с Богом будет максимально тесным. Апостол Павел уподобляет Христа жениху, а Его Церковь — невесте, потому что люди, вступающие в брак, максимально близки друг другу и стремятся быть постоянно вместе. Любящий человек наслаждается каждой минутой, проведенной рядом с любимым. Таково общение христианина с Христом. Это не растворение в Боге как в нирване, не исчезновение человека, как мыслящего индивидуума, а высочайшая степень взаимной любви и максимально доступного единения, которого достигают подлинно любящие самостоятельные личности».

Калужский митрополит утверждает, что мнение, что все религии верят в одного и того же Бога, но понимают Его по-своему, дезориентирует жизнь человека. Хотя бы потому, что люди – верующие разных религий могут договориться о каких-то земных вещах — социальных или международных нормах, но в той части мировых религий, которая ориентирована к Богу, к пониманию, кто Он есть и как к нему двигаться, всегда найдутся серьезные разночтения.

«Например, мусульмане считают, что христиане исказили Божественное Откровение. Евангелие для них — художественная книга, а подлинным откровением они считают Коран. Христиане, напротив, считают, что Священное Писание Ветхого и Нового Заветов — это Божественное Откровение, а Коран — плод воображения Мухаммеда, инспирированного темной силой. Совместить или хотя бы примирить эти два убеждения невозможно. О каком движении к «единой вершине» в таком случае можно утверждать?»

Подводя итоги проповеди, митрополит заявил:

«Цель религии — не в том, чтобы установить хорошие отношения между людьми, а связать человека с Творцом. Люди, которые создали себе искаженный образ Бога или приняли этот образ в силу того, что их предки так верили, остаются вне этой связи. Почему же Бог допускает, чтобы миллиарды людей верили… в духовных фантомов? Это лучшее свидетельство свободы человека. Иначе Бог мог бы диктаторски навязать всем людям одну лишь правильную веру. Такая принудительная связь с человеком Ему не нужна».

Фото пресс-службы Калужской епархии