«Жар-цвет» калужского искусства

Ежегодная областная выставка-конкурс калужских художников имени Афанасия Куликова подводит итог юбилейному году музея изобразительных искусств. В двух залах бывшего Дома учителя в три ряда разместились свежие творения.

Конкурс учрежден в 1993 году и носит имя одного из самых знаменитых художников Калужского края. Афанасий Куликов — русский и советский художник-универсал: иконописец, график, мастер монументальной и станковой живописи, иллюстратор, художник театра. Именно многогранность творчества патриарха подала мысль назвать его именем смотр калужских талантов. Закон преемственности заставляет вглядеться в его биографию, как в летопись страны.

Афанасий Куликов родился в 1884 году в деревне Исаково, ныне вошедшей в Малоярославецкий район Калужской области. Отец, Ефрем Климов, бедный крестьянин, играл на гармонике, чинил часы, читал по усопшим Псалтырь. Мать, Мария Матвеева, слыла по деревням повитухой и знахаркой. То есть артистизм был у мальчика в крови.

С двенадцати лет родители послали сына на заработки в Москву, на ткацкую фабрику. Затем он проходил «университеты» зуботычин в магазине купца Мясникова на Остоженке.

Одаренного мальчика учили в иконописной мастерской в Марьиной Роще. В 1903 году Афанасий Куликов посещал художественную студию А. Большакова, где сумел подготовиться к поступлению в прославленное и качеством обучения, и демократическими традициями Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были Корин, Серов, Архипов!

В 1917 году Первая мировая война призвала его рядовым в пехотный полк. Революция и в окопах отыскала талант — в журнале «Путь освобождения» публикуются оригинальные лубки новатора. Культотдел Московского Совета солдатских депутатов выпускает серию цветных литографий Афанасия Ефремовича. Он участвует в выставке объединения «Мир искусства».

В 1918 году Афанасия Куликова демобилизуют и берут на работу в Московский пролеткульт оформителем агитвагонов — актуальной передвижной формы пропаганды.

В начале 1920-х годов Афанасий Ефремович возвращается на родину, в Малоярославецкий уездный отдел народного образования. Он работает в школе II ступени театральным художником и даже актером в железнодорожном Народном доме!

В 1920 — 1930-х годах Афанасий Куликов выполняет по заказу Госиздата лубки, календари, также иллюстрирует детские книжки. Бывший иконописец расписывает подносы, шкатулки, лаковую миниатюру для Музея кустарно-художественной промышленности.

В 1926 году мастер участвует в выставке Ассоциации художников революционной России в Москве. Афанасий Куликов был членом общества «Жар-Цвет» (1928 — 1929), Союза советских художников (1930), Московского общества советских художников (1932).

Художник — универсал, да еще имевший боевой опыт, он участвовал совместно с художниками студии Грекова в работе над диорамой «Бой у Чонгарского моста», частью панорамы «Штурм Перекопа». Данью сочетания мастерства реалиста с широтой обобщения стал заказ росписи павильона «Москва» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года.

Во время Великой Отечественной войны калужский художник написал картину «Город занят немцами», и ее приобрела Третьяковская галерея для Всесоюзной выставки художников!

После войны Афанасия Ефремовича привлекла историческая живопись («Александр Невский», 1949). Он исполнил графический цикл на темы русского фольклора.

Опыт иконописца понадобился в 1947 году, когда мастер по госзаказу подновлял росписи Елоховского собора. Скончался патриарх советского искусства в 1949 году в Малоярославце.

Афанасий Ефремович создал несколько автопортретов. Вглядываясь в себя, он стремился к самопознанию, самооценке. Этой традиции психологизма следуют авторы, изобразившие наших современников. Н. Соловьев показал салон троллейбуса как «Ладью Харона» — ведь это льготный транспорт, доступный пенсионерам. Юным персонажам полотна заслуженного художника России Татьяны Духановой «Русская песня» грезится счастливое завтра. Портрет сегодня — дефицитный жанр на выставках. Его выполняют по заказу богатых клиентов, и судьба работы непредсказуема.

Больше всего в экспозиции пейзажей, зачастую — плодов глубоких обобщений. М. Пичугин показал «Страну победителей» как заброшенную, заросшую лесом деревеньку, в которой плодятся лишь одичавшие собаки. Вдали высится помпезный храм, но кто станет его прихожанами?

Веселый «Лесок» Анастасии Галицыной видится из окна транспорта калейдоскопом красок. Картины Евгения Пухова поистине живопись в лучших традициях русского реализма, пропитаны пленэрным духом. Зимний пейзаж Валерия Манаенкова — «великолепные ковры» «под голубыми небесами».

Экспонаты так разнообразны, что каждый зритель найдет что-то по душе, по-новому взглянет на привычные пейзажи, прохожих да и в зеркало.

Фото автора.