Не такой, как все

Как разговаривать с ребенком об инвалидах? Как научить его относиться к «особенным» детям, как к равным? Вопросы непраздные — в ближайшей перспективе нашим отпрыскам предстоит учиться вместе с ними. Но пока ни мы, ни наши чада в основной массе к этому не готовы.

Задуматься об этом меня заставила сцена, подсмотренная в одной из спортшкол Калуги. В холле переодевались дети из группы адаптивной физкультуры, судя по всему, слабослышащие. Напротив отдыхали, развлекаясь игрой в смартфон, ребята обычного отделения. Двое из них, которым наскучила виртуальная игра, решили позабавиться вживую. По очереди они выкрикивали обидные реплики в адрес мальчишек-инвалидов, когда те отворачивались. Нравилось то, что те их не слышат, а окружающие, наоборот, все понимают? Некоторые из учеников адаптивного отделения, похоже, как-то догадались, что их пытаются обидеть…

Подумалось о том, насколько еще мы далеки от реальности инклюзивного образования. Вряд ли в подобной среде будет комфортно находиться — и обучаться — ребятам с ограниченными возможностями.

Откуда такая жестокость в «нормальных» детях? Справедливости ради, все-таки более распространенная реакция юного поколения при виде инвалидов не цинизм, а жалость и страх. Но и эти чувства очень далеки от того, что требуется, когда общаешься с «особенным» ребенком.

Нам нужно менять не только отношение к инвалидам, но и свой лексикон. «Мама, почему тетя так странно идет?» «Почему дядя в коляске — он что — маленький?» На эти детские вопросы российские мамы, как правило, отвечают двумя способами.

Одна резко одергивает ребенка: «Не смотри на него!». В этом случае ребенок, скорее всего, испугается маминой реакции и сделает для себя вывод, что инвалиды — это те, кого следует избегать. Наверное, думает ребенок, с ними не стоит и даже неприлично общаться, если родители запрещают даже смотреть в его сторону!

Другая мать отвечает, что этот человек болеет, не надо над ним смеяться. Очевидно, что мамой в этот момент движут благие намерения. Она не хочет, чтобы малыш задел чувства человека с инвалидностью, ранил его насмешкой. Однако и в этом случае у ребенка может появиться нежелание общаться и взаимодействовать с ним.

Нередко в ответ на вопросы о том, почему этот человек такой странный, родители пускаются в рассказы о том, что у него не все в порядке с головой, что у него болят руки и ноги и прочее. Ничего, кроме жалости, такое объяснение не вызовет.

Совершенно нежелательно, чтобы ребенок рос с представлениями об инвалидности как о чем-то ущербном и достойном жалости. Лучший ответ для ребенка — рассказать, что именно произошло с человеком и почему он так двигается.

Лучше не говорить про инвалида, что он больной. Правильнее будет сказать, что он не слышит, или не видит, или не может передвигаться без коляски. Во всем остальном это обычный человек.

Нельзя пристально или исподволь разглядывать людей с физическими недостатками. Не нужно проявлять преувеличенного сочувствия. Инвалидам не следует задавать вопросов личного свойства. При общении с человеком с инвалидностью ориентируйтесь на его поведение. Если хотите помочь, сначала спросите, требуется ли ваша помощь.

В довершение нелишне будет заметить, что дети лучше всего учатся общению на личном примере родителей. Поэтому если вы боитесь и избегаете инвалидов, едва ли стоит ждать от ребенка другого отношения. Дети хотя и слушают наши объяснения, больше реагируют на эмоции. Если мы с брезгливостью обходим слепого или немого, то милосердие привить будет сложно.