Осанна женщине

На малой сцене Калужского театра показали премьеру спектакля «Весы» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. Режиссер – Дмитрий Бурханкин.

Они могут быть разными в том виде, как понимаем и видим их мы – мужчины. У одних, как нам кажется, растут ангельские крылья, другие ужасно болтливые и надоедливые, третьи жесткие и строгие – их лучше опасаться. Они разные, неповторимые. О каждой в отдельности, пусть даже не появившейся перед зрителем воочию, но «увиденной» через рассказы персонажей-мужчин, в спектакле создается свой ореол, своя звезда, свой знак.

За плечами перешагнувшего сорокалетний период жизни режиссера Дмитрия Бурханкина много постановок. От Шекспира до Гуркина с его «Любовь и голуби». Калужский зритель видел его работу – полухулиганский феерический спектакль «Отчаянные мечтатели». Смелость города берет — это, наверное, о нем, о Бурханкине. Тогда бурлеск вокруг имени «нашего, калужского, всего» Циолковского заставил обратить внимание на этого режиссера. Прежде всего, за его легкость, внятность и веселое безумие в рассказе о в общем-то сложных вещах. «Отчаянные мечтатели» действительно отчаянные.

«Весы» — вторая постановка Дмитрия Бурханкина на калужской сцене. Тексты Евгения Гришковца совсем не прикольное балабольство. Это четко структурированные мысли писателя. В них нет ничего лишнего, наносного. Отчасти, на мой взгляд, высший пилотаж драматургии, когда банальная вроде ситуация раскрывает космические, зодиакальные глубины. Чехов сформулировал это предельно ясно: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».

Все действие спектакля развивается на пороге приемного покоя родильного дома. Глухая белая стена разделяет миры. Минимализм художественного решения очень точен (художник-постановщик Людмила Некрасова). Там, за дверью, рождается новая жизнь. Там, за дверью, главный человек – женщина. Здесь, на видимом пятачке перед зрителем, — мужчины. Они переживают, рассказывают истории из своей жизни, выпивают. Однако мы прекрасно понимаем, что главное событие совершается там – за белой стеной родильного дома. Сколько бы ни бросали на чашу весов оправданий и собственных значимых деяний мужчины, одно событие, которого ждут все здесь, перевешивает. Там рождается жизнь.

Говорить о серьезных, глубоких вещах со сцены можно по-разному. Бурханкин, по всей видимости, не приемлет пафос, тяжелое и давящие моралите. Его мир – это легкость и юмор. Простая, веселая подача мысли. Монологи, а их немало в пьесе, не выглядят этакими «кирпичами». Но самое, как мне кажется, главное – режиссеру удалось добиться от актеров абсолютно интимной правды игры. А это цепляет любого. Фальшивые интонации, наигрыш – это не про «Весы» Бурханкина.

Лишь одна сцена, на мой взгляд, не совсем логична и верна. Даже не вся сцена, а ее финал. Когда Артем (Вячеслав Соколов) разговаривает с Галиной (Елена Соколова). Артем стремится к жене — она рожает, — но почему-то снова и снова пускается в объяснения с Галиной. Причем Галина в финале уже и не удерживает его. Что его останавливает? Но это единственный эпизод, вызвавший небольшое непонимание. В остальном логика постановки безупречна.

Еще одна прелесть спектакля – работа актеров. Характеры каждого персонажа настолько цельны, понятны и интересны, что просто диву даешься – как это возможно, при, по большому счету, литературном тексте и отсутствии множества «подпорок» — от глобальной трагедии личности персонажа до банальных физических действий: персонажи ничего не делают – они лишь общаются друг с другом. За исключением разве что сцены с коньяком.

Порог приемного покоя в спектакле — это материальное воплощение момента истины для персонажей. Одна из ярких сцен – разговор Артема с мамой (Эмилия Ленковская). Этот эпизод проходит без заламывания рук, эффектных поз и жестов, без голосовых надрывов. Сын положил голову на колени маме, и комок подступает к горлу. Настолько это жизненно, понятно и трогательно.

Жизненная, без котурнов правда в рассуждениях и разговорах персонажей вызывает не только слезы. Точные попадания в те или иные моменты жизни заставляют зрителей улыбаться и хихикать. Это не смех от гэгов или постановочных шуток. Это реакция на узнавание. Такой смех дорогого стоит для всей постановочной группы.

В спектакле «Весы» калужский зритель может увидеть и новые лица. Одну из главных ролей играет Никита Левин, пришедший в театр в нынешнем сезоне. Конечно, судить об актере по одной роли нельзя, однако его персонаж – Алексей – очень достойно вписывается в общий ансамбль спектакля.

Право, как мне кажется, еще ни разу на калужской сцене не говорили о женщине таким честным и правдивым языком. Без сомнения, «Весы» Дмитрия Бурханкина — знаковый для театра спектакль. Главное – чтобы не растерялась по дороге эта верная интонация. Впрочем, женщина нас всегда спасет.

Фото автора.