Ребёнок неиграющий

Нонсенс, но становится фактом: современные дети перестают играть в реальные игры. Их место довольно быстро занимают электронные бродилки, стрелялки, квесты. Как вернуть нашим отпрыскам настоящее детство?

Ребенок в десять лет уже не хочет игрушек, а просит у родителей на день рождения телефон или деньги на него. Как следствие, он практически не бывает на улице, не ходит в гости к друзьям и не приглашает к себе. Зачем? Подружиться и пообщаться можно в «ВКонтакте», а поиграть «в компании» — в виртуальной реальности.

Наши дети не умеют общаться друг с другом, а когда собираются вместе, играют в смартфон. Игры наяву чаще заканчиваются спорами и обидами.

Многие воспитатели заметили, что детские игры становятся более примитивными, чем были раньше. По стандартам советской психологии, дошколята могут и должны придумывать развернутый сюжет, играть в профессии или те же дочки-матери и моделировать различные ситуации исходя из подсмотренного в жизни взрослых. А нынешние детсадовцы не хотят играть в ролевые игры. Они предпочитают возить «крутые тачки», взятые из дома, причесывать своих «маленьких фей», причем действуют поодиночке. Вместе они не представляют, как с этими игрушками можно играть.

Кто-то скажет: а что в этом плохого? Дети только подтверждают общую тенденцию, ведь и взрослые стали меньше общаться вживую: нет необходимости. Так зачем учиться взаимодействию, когда оно в жизни не пригодится?

Однако, что ни говори, ребенку придется жить в мире людей, а не роботов. Поэтому вряд ли будет хорош сам по себе мир индивидуалистов со сниженным интеллектом, обладающих минимумом творческих способностей. А именно такие последствия утраты ролевых игр предрекают нам специалисты от педагогики и психологии.

Что могут противопоставить родители наступающим по всем фронтам виртуальным симуляторам?

Подлинные развивающие игрушки не учат готовым знаниям, они пробуждают к действию, появлению новых интересов и желаний. Популярные нынче игрушки, умеющие говорить, считать, петь песни, указывающие ребенку, что ему делать, разрушают само умение играть, навязывают свою волю. В этом смысле пустой чемоданчик врача с наклеенным красным крестом — более развивающий предмет, чем самый крутой набор медицинских инструментов.

Хороших игрушек не должно быть много. Подсчитано, что для необходимого развития памяти и внимания нужно иметь пять — семь игрушек, а не пятьдесят и более. Ребенок должен понимать, что с ними можно делать. А когда игрушками завалена вся детская, они обесцениваются и становятся не предметом игры, а имуществом.

В других странах действуют нормы времени для детей, которое можно тратить на гаджеты. Так, дошкольникам до четырех лет вообще не рекомендовано иметь дело с планшетами и компьютерами, с 4 до 6 лет в течение 15 — 20 минут ими уже можно пользоваться, но со взрослыми. Что у нас? Примерно такие же ограничения выдают врачи детям со сниженным зрением, а до тех пор, пока ты не попал к окулисту, только родители смогут стать такими «ограничителями».

К сожалению, одна из причин массового появления детей неиграющих — исчезновение уличного досуга. Мальчишкам и девчонкам негде играть: площадки возле домов заставлены машинами. Современная улица для детей таит много опасностей. В том числе поэтому ребенок после уроков сидит дома и все глубже уходит в телефон. Что делать? Строить дворы для людей, а не для машин. Вытаскивать себя и свое чадо на прогулки, в гости. Устраивать часы и дни без гаджетов. Жить свободной жизнью.