Всемирный балет

Легендарный ансамбль балета имени Игоря Моисеева воспламенил ностальгию калужан в зале Арены КТЗ.

В программе были исполнены хрестоматийные народные танцы, от молдавского «Жока» до греческой сюиты «Сиртаки», «Арагонской хоты» и «Яблочка». В репертуаре — около 300 оригинальных произведений Игоря Моисеева, и восторженная публика была готова смотреть их до утра, трижды «выбив» овацией бисы. Конечно, сегодня это уже не ансамбль Игоря Моисеева, а балет его имени. Легендарный постановщик, организатор прожил 101 год, до последнего держа уникальный уровень исполнения железной рукой.

Идеальная отточенность, синхронность, выразительность, осмысленность, понимание танца как молитвы, призыва плодотворной силы делали каждый номер шедевром. Отец будущего гения был адвокатом, дворянином родом из Орловской губернии. Мать Игоря — модистка, полуфранцуженка, полурумынка. Родители познакомились в Париже, где Игорь провел несколько детских лет и свободно говорил по-французски.

Отец считал, что танцы улучшают осанку, и, боясь тлетворного влияния улицы на 14-летнего подростка, отвел его в балетную студию бывшей балерины Большого театра, находившуюся недалеко от их дома. В 1924 году Игорь Моисеев окончил Государственную балетную школу ГАБТ и был принят в труппу Большого театра, где служил до 1939 года, с 1931-го — солистом. Уже в 1930 году он начал работать как балетмейстер.

В 1930-е годы Моисеев ставил физкультурные парады на Красной площади. В 1936-м Игоря Моисеева отправили в командировку по республикам СССР. Игорь Александрович объял весь Советский Союз — где на осле, где на грузовике, где пешком.

Вернувшись, написал в правительство о том, что хочет показать уникальную хореографическую культуру разных республик в Москве. Сразу, в 1937 году, был организован Государственный академический ансамбль народного танца. С 1940-го репетиционная база труппы находится в Концертном зале имени Чайковского, специально построенном для нее.

В 1943 году мастер создал первую в мире школу народного танца при ансамбле. Когда началась Великая Отечественная, ансамбль уехал на Урал, в Монголию, давал по пять концертов в день на военных заводах. На эти деньги был построен танк, который назывался «ГАНТ СССР» (Государственный ансамбль народного танца СССР), и он дошел до Берлина! Моисеев говорил: «Того, кто назовет себя солистом, я на следующий день выгоню из ансамбля».

Артист в одном танце — солист, а в другом танцует в массовке. С 1938 года и по сей день ансамбль беспрерывно гастролирует по России и за рубежом. С первых зарубежных гастролей (Финляндия, 1945 год) коллектив Игоря Моисеева был и остается советским, а теперь — российским послом мира. Моисеевцы награждены ЮНЕСКО медалью «Пять континентов». Демиург танца — народный артист СССР, лауреат Ленинской, трех Сталинских и Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда, носил три ордена — Ленина, Октябрьской Революции, два ордена Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Маэстро и в сто лет пропускал женщин вперед! Это он в Риге нашел танцора Александра Годунова, балетмейстера Дмитрия Брянцева, возобновил репертуар легендарного Якобсона, организовал ансамбль «Молодой балет», ныне — Государственный театр балета под руководством Касаткиной и Василева.

Сейчас художественный руководитель ансамбля имени Игоря Моисеева — народная артистка России Елена Щербакова, артистка ансамбля с 1969 года, и его директор (по настойчивой просьбе мэтра) — с 1994-го. Она в полной мере прочувствовала новые реалии и вне, и внутри ансамбля. «Жаль, что на сегодняшние темы невозможно поставить танцев. Нам предложили, например, поставить танец, как наши олигархи отдыхают в Куршевеле. Что еще поставить? Как люди убивают друг друга в подворотне за сто рублей?»

С молодыми артистами — другая проблема. Елена Щербакова сетовала: «Сольный номер — взаимоотношения русской девицы и молодого русского парня, обязательно показывает стеснение. Сейчас многие даже не понимают, что это такое. Никогда в жизни у Моисеева не было ни одного номера, чтобы партнеры прижались друг к другу.

И существует застенчивость, существуют какие-то понятия, которые, к сожалению, утрачены. Сегодня коллектив очень молодой. Они танцуют технически блестяще. Другое дело — была другая жизнь. Я думаю, что мы были более выразительные». Все это увидел калужский зритель, но он был благодарен за воспоминание о чуде. Трепетал в знойном небе сокол из «Калмыцкого танца», даже бубенец отвалился с сапога! «Рок-н-ролл» показал истинных стиляг, а не ряженых, как в одноименном фильме.

За семь минут «Испанской сюиты» артисты рассказали новеллу о Кармен, а тореро с мулетой был просто ослепителен! «Арагонская хота», шедевр хореографа, отозвалась в зале шквалом восхищения. Прочность конструкции постановок подчиняет своей логике волю исполнителя.

Арена КТЗ дает концерты и для бунтарей, и для консерваторов. Шестого ноября там прозвучит главный баритон «Голоса», питомец Александра Градского Сергей Волчков. Готовьте букеты, меломаны!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.