Деньги, которые возвращаются

В минувшем летнем сезоне по вине туроператоров и авиаперевозчика лишились отдыха и денег более 60 калужских туристов. Можно ли было избежать проблем и что делать, если услуга оплачена, но не исполнена?

В Калуге состоялась пресс-конференция начальника отдела защиты прав потребителей Натальи Новик, которая поделилась информацией по поводу имеющихся жалоб от клиентов «Натали-Турс», «Полар-Тур» и авиаперевозчика «Саратовские авиалинии».

Напомним вкратце, что произошло летом с вышеуказанными производителями туристических услуг. Известный более десятка лет на рынке оператор «Натали-Турс» фактически приостановил свою деятельность, но об этом не объявил. Соответственно те, кто купил туры заранее, оказались без денег и услуги, а за компенсацией в страховую компанию не могли обратиться.

И только в середине июля пришло сообщение о том, что Ростуризм исключил «Натали-Турс» из реестра туроператоров, после чего стало возможным начать процедуру законного возврата средств. Гражданам, купившим путевки, но не получившим услугу, по закону положена денежная компенсация.

ООО «Полар-Тур» в июне объявило о своем банкротстве. Юридически оно даже не было туроператором, не состояло в существующем реестре, а значит, пострадавшие не могут рассчитывать на финансовые гарантии.

По словам Натальи Новик, пострадавших от туроператора в области, скорее всего, больше, чем 40 человек, которые первоначально обратились в Роспотребнадзор. Кто-то предпочел решать свои проблемы самостоятельно.

Двое пострадавших обратились в отдел повторно и попросили защитить их права в суде. Надо сказать, что до этого «Ингосстрах» выплатил одному потребителю компенсацию в размере всего 12 тысяч рублей, при том что путевка стоила порядка 260 тысяч.

Сейчас иск уже рассмотрен. Суд оказался на стороне пострадавшего, причем сумма, которую должна вернуть турфирма, в несколько раз больше той, что потрачена на путевку. Правда, решение, скорее всего, будет обжаловано юристами туроператора.

Во втором случае клиент оплатил в агентстве стоимость перелета. После объявления фирмы о приостановке деятельности турист принял решение все-таки повторно оплатить перелет. Сейчас с помощью Роспотребнадзора он подал иск о компенсации.

Что касается «Саратовских авиалиний», то эта авиакомпания, весной этого года осуществлявшая рейсы в Симферополь и Сочи, была лишена Росавиацией сертификата на полеты. По ее вине пострадали сотни калужан, купивших заранее билеты в южные города. В Роспотребнадзор обратились около тридцати человек. Пока рассмотрено пять судебных исков, и все – в пользу потребителей.

Шла речь и о том, какие действия нужно было предпринять, чтобы не оказаться на месте пострадавших от действий недобросовестных турфирм. Перед тем как приобрести путевку, стоит проверить, есть ли туроператор в реестре. Должна быть четкая информация о страховой компании, от электронной почты до финансового обеспечения. Оператор должен состоять в некоммерческой организации «Турпомощь».

В договоре не должно быть условий, ущемляющих клиента. Так, потребитель имеет право отказаться от поездки в любое время, за минусом фактически понесенных расходов, причем эти расходы в случае подобной ситуации должны быть документально обоснованы организацией.

Правда, это в большей степени касается «Полар-Тур», которая, как уже было сказано, не состояла в реестре, так как не была туроператором. «Натали-Турс» имела прекрасную репутацию. Сама Новик, по ее словам, также рассматривала эту компанию для семейного отдыха.

Правда, те, кто все-таки лишился нормального отдыха по вине «Натали-Турс», сейчас имеют все шансы отсудить свои кровные и даже получить сверх того, с учетом издержек и морального вреда. Что для этого требуется? Терпение и терпение, так как придется собрать и заполнить ворох бумаг, а суды идут по году.

Фото greeleycopier.com, tenerifetoday.ru.