Художник Дягилева

Калужский музей изобразительных искусств продолжил череду юбилейных экспозиций графикой автора, знакомого многим с детства. Пейзажи Константина Юона украшали страницы учебников «Родная речь», он — художник мультфильма «Каштанка» 1952 года! 

Художник Дяшилева

Константин Юон (1875—1958) прожил жизнь, за которую Россия прошла путь от лаптей до спутника Земли. Живописец, театральный художник, теоретик искусства, академик Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат Сталинской премии родился в Москве, в германо-швейцарской семье. С 1892-го по 1898 год Константин Юон учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

С 1907-го работал над театральными декорациями, в частности, занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже, на знаменитых «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Первой театральной работой Юона были декорации по эскизам Головина для парижского национального оперного театра (сезон 1907 — 1908 годов).

В следующей постановке «Бориса Годунова» (1913 — 1914 годы, Париж, Театр Елисейских полей) художник выступил самостоятельно и добился большого успеха. До революции основной темой творчества Юона были облитые светом пейзажи русских городов с изображением церквей, женщин в народных костюмах.

На экспозиции представлена акварель «У Псковского собора», приобретенная в 1945 году в Московском отделении Ювелирторга. После революции Константин Федорович остался в России. Откликом на грандиозные события стали полотна «Новая планета», «Люди». Художник-большевик, патриот создал монументальные полотна «Штурм Кремля в 1917 году», «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года».

Показанный музеем эскиз театрального костюма выполнен предположительно к постановке комедии Гоголя «Ревизор». К этому произведению Юон обратился впервые, работая в Московском художественном театре в 1921 году, вместе с Константином Станиславским. Эскиз принесен музею в дар московским коллекционером В. Тимофеевым в 1958 году. Включайтесь в марафон выставок года столетия приюта муз!

Фото автора.