«Высокомайкапарный» концерт

Выступления Александра Майкапара в Калужском музее изобразительных искусств стали традицией. Клавесинист, органист, музыковед, искусствовед, переводчик, заслуженный артист России представил свою новую книгу «Новый Завет и христианские святые в искусстве старых мастеров».

С 1970 года клавирист концертирует по миру, исполняя широкий круг старинной музыки. Калужские же концерты — развернутые рассказы о шедеврах музыки и живописи.

Музыкант — сам себе конферансье, его комментарии точны, но по стилю — не академическая лекция, а салонная шутка. Маэстро подпускает словечки в старинном духе. «Не хочу быть «высокоМайкапарным», но материал к книге, которую представляю сегодня, собирал 25 лет. Труд для меня не наказание, а радость, раздражает то, что мешает работе».

Перед концертом Александр Евгеньевич рассказал нам, что недавно закончил новую книгу, «Мир искусств». «Утром отослал ее в издательство, а вечером того же дня получил по почте сигнальный экземпляр той книги, что буду представлять сегодня».

В каждой шутке есть доля шутки: гость обратил внимание на то, что автор предисловия к книге (архиепископ Павел Пецци, митрополит архиепархии Божией Матери в Москве) — «третий по значению человек на Земле. Архиепископ — второй после папы римского, а тот — после Христа».

Князь церкви написал: «Книга содержит одну вечную и актуальную новость, что Бог стал человеком, чтобы остаться с ним. Средневековые мастера, композиторы и художники настолько глубоко осознавали эту истину жизни человека, что не подписывали свои произведения. Что-то похожее утверждал также Бах, когда написал в своей рождественской оратории «Единому Богу слава».

Можно сказать, что с самого начала и до сих пор композиторы и художники не перестают представлять эту великую тайну Воплощения, которая по сей день удивляет человека, в особенности более чувствительных людей. Уверен, что, читая эту книгу, вы сможете глубже пережить красоту тайны Воплощения».

Книга подробно прослеживает изображения святых, например, переводчика Библии на латынь Иеронима писали 123 раза! Художники любили рисовать этого кардинала со львом, которому он вынул занозу из лапы. Хищник стал другом монаха, как ныне тигры свободно живут в одном буддийском монастыре.

Александр Майкапар подчеркнул: «Чтобы знать, кто изображен на картинах, понимать их сюжеты, нужно знать атрибуты, сопутствующие святому. Раньше художники не заботились о новизне, разнообразии, а лишь об искренности, качестве работы».

Сочинения для органа звучали в зале, где гостят полотна Ильи Репина из собрания Русского музея. Демонстрация слайдов шедевров Возрождения под новым углом высветила прелесть работ автора «Бурлаков». Репин не тускнеет даже от соседства Фра Анджелико! Вдруг стало очевидно, что лицо Пирогова — изображение святого, «Портрет жены трудовика» явно отсылает к таинственным женщинам Кранаха. А как внимательно «слушал» музыку великолепный Бехтерев, «сидя» в первом ряду, — полотно висело рядом с органом.

Музыкант рассказывал занятные эпизоды из биографий композиторов, зачастую весьма бурных. Фуги Баха текли от его пальцев чистыми ручьями. Абсолютность их красоты даже в анекдоты попала.

Один студент жалуется другому:

— Через неделю надо фугу написать, а я даже не знаю, как подступиться.

— А ты фугу своего профессора возьми да и задом наперед перепиши.

— Да пробовал я! Бах получается!

Студента-пианиста профессор заставлял на уроке играть очень медленно. Студенту в таком темпе скучно было играть, и он сказал профессору:

-Вы знаете, сегодня ночью во сне ко мне приходил Бах и сказал, что вот эту фугу надо играть быстрее.

На следующем уроке профессор говорит студенту:

— Вы знаете, сегодня ночью ко мне во сне приходил Бах. Так вот: он сказал, что он вас не знает!

Однажды при Бахе восхваляли его мастерство игры на клавире. Бах возразил: «Это дело простое: достаточно попадать по нужным клавишам в нужное время, и тогда инструмент играет сам».

Польза концертов классической музыки не только для души, но и для тела доказана. Одна японская компания выпустила особый соус мисо. Продукт производится под музыку Иоганна Себастьяна Баха, которая течение 150 дней звучит в камерах брожения соевых бобов — основного ингредиента мисо. Президент компании утверждает, что «музыка Баха делает лучше и людей, и мисо». А некоторые производители саке применяют музыку Моцарта в процессе брожения… Это — не розыгрыш.

Концерт, собравший слушателей в небольшом, но с богатой акустикой зале бывшего Дома учителя, прошел с успехом. Вручив маэстро букеты хризантем и прокричав «Браво!», публика азартно фотографировалась со своим любимцем. Картины и фрески Фра Анджелико, Мурильо, Пахера и других гениев, изобразивших евангельские сцены и святых, дополненные живыми рассказами и ярким исполнением барочных сочинений, сложились в сияющую мозаику.

В ноябре Александр Майкапар снова планирует выступить в Калуге. Ждем громаду «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха!

Фото автора.