Исток калужской живописи

Знаковая для города экспозиция проходит в Выставочном зале Союза художников. Коллекционер Денис Гирин представил по крохам собранное наследие двух первых живописцев нашего края — Владимира Любимова и Анатолия Худякова.

Исток калужской живописи

С работ этих победителей в Великой войне смотрят люди, построившие и отстоявшие сверхдержаву. Нарядно выглядят полотна, отреставрированные Галиной Мурзаевой, в парадных рамах, восстановленных коллекционером. Денис Гирин, член Союза художников, понимая, как важна биография для понимания творчества, по крупицам собирал сведения о судьбах мастеров и щедро поделился ими. Прошло всего ничего со времени смерти живописцев, а следы жизни развеялись пеплом, даже неизвестно, где прошли боевые дороги этих красноармейцев.

Владимир Любимов родился 24 августа 1907 года в Калуге. В детские и ученические годы жил в Пскове. Занимался в художественной студии под руководством Всеволода Левандовского. Владимир Петрович в 1927 — 1928 годах учился в Высшем художественном институте в Ленинграде (ныне Институт живописи имени Ильи Репина) у Рылова и Петрова-Водкина!

Основным жанром в творчестве Владимира Любимова был портрет, сложнейшая тема искусства. Ему нравилось наблюдать за человеком, ловить его движения, смену выражения лица. В своих портретах он стремился показать индивидуальные особенности портретируемого. Но одновременно находил и подчеркивал типические черты, выявлял социальную, профессиональную принадлежность человека. В жанровой живописи гуманиста привлекали сцены материнства, отдыха, дружеской беседы приятелей.

Художник прошел Великую Отечественную от начала до салюта Победы. Вернувшись с фронта, он написал автопортрет с озорной синью в глазах — слезы отлились в счастье. В послевоенные годы Владимир Любимов снова занял положение одного из ведущих художников города. Десять лет автор жил в Подмосковье, состоял в Московском областном союзе художников.

Человек глубокой музыкальности, художник ходил в лес слушать птичье пение, музицировал на фортепиано, дружил с московской пианисткой Татьяной Родионовой. Несколько лиричных портретов артистки — украшение экспозиции.

Любимов много работал над воссозданием образа Константина Циолковского, которого он рисовал с натуры. В своих воспоминаниях, опубликованных в газете «Правда» в 1982 году, Владимир Петрович рассказал о встречах с учителем-космистом.

«Его выделяла величавая внешность. Осанка ли, походка заставляли встречных оборачиваться и долго смотреть ему вслед. Мечтал нарисовать ученого. Сначала Константин Эдуардович отмахнулся от нас рукой, вроде как посетовал: «Ну, вот еще! Кому это нужно? Сижу я тут, старый, больной. Неинтересно никому. Да и позировать не смогу, засну…»

Потом помолчал, повернул голову и, видно, рассмотрев выражение крайнего отчаяния на моем лице, сказал: «Раз уж вы этого хотите, если так надо, то попробуйте передать не мою теперешнюю немощь, а мои мечты, мои идеи». Таким и получился портрет бессребреника, провидца, труженика с тяжелыми кистями рук.

В 70 — 80-х годах автор исследовал пушкинскую тему. Самая последняя, незавершенная, работа Владимира Петровича — «Приезд Пушкина в Михайловское». Гений радостно бежит навстречу своей «дряхлой голубке», няне, по цветущему лугу. Умер Владимир Петрович 31 декабря 1992 года.

Анатолий Худяков родился 31 декабря 1927 года в рабочей семье. Мальчик занимался в изокружке Дворца пионеров под руководством Маргариты Викторовой, воспитавшей несколько ярких, профессиональных художников.

Пройдя войну, Анатолий Николаевич не оставил искусство. В 1946 — 1949 годах он обучался в изостудии Ленин-градского дворца культуры имени Кирова, работал в Эрмитаже. В 50-е годы Анатолий Николаевич с женой Конкордией, блокадницей, вернулся в Калугу. Вот она, на полотне, качает колыбель в бараке на улице Рылеева. Этюдами, написанными на фанере, художник забивал течи в потолке!

Важную роль в развитии творчества Анатолия Худякова сыграли частые поездки на академическую дачу Художественного фонда СССР, где он соприкоснулся со многими значительными московскими авторами. Например, с членами легендарной группы Кукрыниксов Худяковы общались семьями.

В поисках новых тем и впечатлений он совершал путешествия по нашей стране, много работал в Карелии и создал ряд полотен, выразивших суровый нрав северной природы. Последняя поездка Анатолия Николаевича была в Крым, откуда он привез несколько звучных по живописи этюдов.

Последние годы Худяков успешно овладел спецификой гравюры на линолеуме. Его этикетки к подарочному набору спичечных коробков «Балет» экспрессивны, танцовщики отнюдь не слащавы, а героичны, как герои Спарты.

Анатолий Николаевич скоропостижно скончался 14 мая 1966 года. В октябре того же года в Калужском художественном музее была проведена посмертная выставка его произведений.

Художник Валерий Манаенков сказал на открытии экспозиции: «Здесь чувствуешь дух Третьяковки: ушедшего, невозвратного времени, подробного, несуетного труда, благожелательного внимания к миру». Придите в зал сверить ощущения!

Исток калужской живописи

Исток калужской живописи

Фото автора.