Холсты поднебесных селений

В двух залах Калужского музея изобразительных искусств расцвели краски Кавказа. Персональная выставка Важи Окиташвили представила наивный взгляд на мир.

Творчество гостя детски непринужденное, это форма тесной сопричастности с миром, примета открытости автора.

Важа Окиташвили родился в Тбилиси в 1952 году, закончил Тбилисскую государственную академию художеств. В 1990-е годы гость работал в Союзе дизайнеров Грузии. С 2000-го мастер является членом Творческого Союза художников России, Международной федерации художников. Важа Окиташвили работает в Московском музее современного искусства с момента его открытия.

С 1993 года автор участвовал в создании многих масштабных, дорогих проектов: Поклонная гора, Манежная площадь, памятник Петру I в Москве. Дизайнер и художник принимал участие в воссоздании храма Христа Спасителя, за что награжден церковным орденом Сергия Радонежского.

Участвовал опытный мастер и в сооружении уникальной «хрустальной» часовни Александра Невского. Важа Окиташвили награжден медалью «Шувалов» Российской академии художеств, избран членом-корреспондентом PAX.

Стиль Важи Окиташвили близок «наивному искусству», доведенному до абсолюта французом Анри Руссо, грузином Нико Пиросмани.

По биологическому закону филогенез, то есть историческое развитие, повторяется в онтогенезе, или индивидуальном развитии. Так и в искусстве, детские опыты повторяют плоскостные изображения и яркость древнего творчества, что и использовали мастера как метод.

«Лоскутное одеяло» холстов из ярких квадратов — символ многолюдности грузинских деревень поры детства художника, полных домов, пашен, виноградников. Мир экспозиции напоминает фильм Отара Иоселиани «Пастораль», виражи народных песен грузинского многоголосья. Как любое искусство, работы гостя национальны по форме и интернациональны по содержанию.

Грузия — это разноцветный, утопающий в зелени оазис. По крайней мере, так было в пору детства и юности художника. На создание этого рая, «здравницы, житницы и кузницы», работала вся мощь СССР. Из четырех потраченных в республике рублей лишь один был заработан на месте, а три поступали из бюджета страны. Сверхдержава лелеяла свою жемчужину, климатическими и сельскохозяйственными благами которой пользовались все граждане.

На холстах художника нет и помина о войне, разрухе, «оранжевой» «революции роз», ведь он давно живет в Москве. На его полотнах Грузия предстает раем детства.

Фундуковые, мандариновые заросли соседствуют с морем, а по нему дрейфует плот… с веселым застольем. Вот по теплой сини на фоне пышной растительности плывет парусник, оснастка его окрашена закатом в тон абрикосов и дынь. «Огороды» курчавятся, как овечья шерсть, пастозными густыми мазками.

Автор много путешествует по Европе. «Островной город», как знаменитый французский Мон-Сен-Мишель, венчается колокольней. «Гамбург» для глаз мастера такой же теплый, как родина.

Графические произведения Важа Окиташвили создает фломастерами, роллером, иногда использует акварель. Они сродни эстетике своеобразных мультфильмов и высокохудожественных короткометражек, снятых в Советской Грузии.

Мягкий юмор, полный сочувствия, обволакивает крылатых, двуногих и четвероногих персонажей. Вот семейство собирает урожай, и даже коза с отпрыском болеет душой за заготовку фруктов, и особенно сенокос.

Здесь нет ничего лишнего, второстепенного, свое особое значение имеют малейшая деталь, любой, даже кажущийся незначительным персонаж — будь то курица с цыпленком, или птичка на стоге сена, или горшки на деревенской изгороди. В Ноевом ковчеге мира художника все пригодится!

Ничто не пропадает даром в хозяйстве рачительного творца. Даже на ресторанных салфетках он рисует в ожидании хачапури и представил эти творения аккуратно оформленными.

«Во время оно» так расплачивался за обед Пабло Пикассо. Когда хозяин заведения однажды попросил подписать рисунок, то мэтр ответил: «Я покупаю еду, а не все кафе!»

Режиссер Сергей Параджанов в тюрьме за неимением холста рисовал шариковой ручкой на носовых платках. Так что использование подручного материала в творчестве — старая традиция.

Нежные колебания мелодии гор, озер, равнин идут об руку с более резким ритмом домов, церквей, старинных башен. Холсты — диалектическое единство диких, экспрессивных красок и мирной, прирученной природы.

Пейзажи несут в себе осознание бытия как дара, преподнесенного человеку свыше. Мир в творчестве художника подобен груде самоцветов или фруктов на блюде.

Его пейзажи не безлюдны, их герой — зритель, калужанин, посетивший экспозицию. Придите вдохнуть ароматы рощ и садов Кавказа!

Фото автора.