В Калужском музее искусств открывается выставка живописного реализма

Речь идет о работах двух мастеров кисти – Юрия Епишина и Анатолия Волкова. Выставка их живописи откроется завтра, 10 марта, в 16.00 в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 104) в рамках проекта «Мастера калужского изобразительного искусства».

Шестидесятые–семидесятые годы прошлого века искусствоведы называют самыми плодотворными в истории калужского изобразительного искусства. Именно в эту пору тон в местной художественной жизни стали задавать мастера «живописного реализма». В первую очередь художники Юрий Епишин и Анатолий Волков. 

Юрий Епишин – коренной калужанин. Художественное же образование он получил в Елецком художественном училище, бывшем в послевоенную пору островком художественного свободомыслия (за что оно и было ликвидировано в 1957 году – и диплом свой Епишин получил уже в Ивановском художественном училище).

Самые сильные, самые обаятельные работы Епишина – это его этюды с натуры, всегда свежие, насыщенные красочными звучаниями. Именно в непосредственном общении с природой, с бытом и бытием он максимально искренен, раскрыт как личность. Стремление обратить живопись в развертывающуюся, развивающуюся мысль проявлялось в работах Епишина над тематическими картинами: это и триптих «Строители» и «К.Э.Циолковский». Художник, заостряя и обобщая красочные формы, выстраивал своего рода художественные формулы – душ и деяний.

Анатолий Волков – родом из села Латного Воронежской области. А в Калугу он переехал в 1968 году. Уже через два года Волков — художник-оформитель художественно-производственных мастерских Худфонда РСФСР. В 1976 году его картины экспонируются на республиканской и всесоюзной выставках молодых художников. Но вступить в Союз художников СССР Волков не успел: неожиданно для всех скончался в возрасте 32 лет, оставив после себя ряд картин, без которых нельзя теперь представить историю калужского искусства. И почти все работы объединяет несколько необычная тема: «Театр кукол». Как отмечает калужский искусствовед Владимир Обухов, «склад у этих картин – метафорический. Немногосложные натюрмортные постановки претворяются в развивающиеся картинные образы: куклы словно бы оживают и одушевляются. За становящимися лицами личинами, за условным, кукольным, бытием приоткрывается нечто крайне серьезное. Художник косвенно повествует о сокровенном: о чувствах, переживаниях, о которых неловко было бы говорить вслух – откровенно, напрямую. Это – исповедь, но как бы не всерьез, как бы понарошку».

Выставка продлится до 9 апреля.