Алло, алло, какие вести?

Пятнадцать лет назад невозможно было представить, что практически у каждого россиянина появится добровольный помощник. Он будет напоминать о днях рождения друзей и близких, необходимых покупках, давать полезную информацию, хранить в себе фотографии любимых кошек и собак.

Ах, да, по нему еще можно будет звонить. Речь о вершине на данный момент эволюции сотовых телефонов — смартфонах.

Но что же будет, если россияне из-за экономических причин не смогут больше обновлять свой парк бескнопочных телефонов? Или не все так ужасно?

А помните, как все начиналось? Девяностые, малиновые пиджаки и «мобила» с антенной. Телефон в кармане был не по карману обычному человеку. Тут на хлеб попробуй заработай, не то что на бесполезную «железяку» с кнопками. Действительно, на рубеже веков сотовые телефоны были не нужны. Кроме как позвонить и написать смс-сообщение, они ни для чего не годились. Но уже через несколько лет индустрия сотовой связи начала прочно завоевывать умы и кошельки россиян.

gadzhety1

Брали новизной: игры, записные книжки, будильники, полифонические мелодии, и, конечно, стоимостью разговоров. А с ростом благосостояния населения компании — производители телефонов получили возможность за счет элитных «сортов» выпустить модели для широких масс. Именно в этот момент, создав базу эмоциональной привязанности людей к новой технической игрушке, ведущие фирмы подсунули рынку мину замедленного действия.

Большой на тот момент экран, возможность хранения большого количества фотографий, прослушивание музыки в хорошем качестве. Такими на первый взгляд выглядели смартфоны-пионеры. Главное было «внутри»: возможность выходить в интернет. Да, с оговоркой, что он есть в наличии в конкретной местности. «Жертвами» маркетингового хода стали молодые люди от 18 до 30. О применении смартфонов для работы и в бизнесе речи почти не шло. Каюсь, я сам купил в 2005 году свой первый «умный» телефон, чтобы пользоваться сервисом мгновенного обмена сообщениями (ICQ) в личных целях.

Смартфоны, как и в 90-х их далекие предки, были тоже поначалу вещью для россиян одновременно элитной и бесполезной. В первую очередь из-за цены, во вторую — из-за слабого развития мобильного интернета. Понадобилось еще несколько лет, чтобы наша страна по количеству смартфонов на душу населения приблизилась, например, к США. Почему не к Европе? Парадоксально, но в начале бума мобильных умников Россия обгоняла Старый Свет по темпам проникновения их на рынок. Тут в какой-то мере виноват Китай. Его компании штурмовали европейские рынки через наши территории. Такая ситуация заставила экспертов телефонной индустрии заговорить об уникальности российского рынка мобильных устройств.

В 2011 году некоторые эксперты предсказывали, что Россию в скором времени ждет гегемония смартфонов, до 70% доли рынка, а век обычных «трубок» прошел. Не тут-то было. В какой-то мере победную поступь бескнопочных устройств притормозил кризис. При этом вновь российский парадокс: 2014 год стал самым успешным для продавцов мобильных терминалов за всю историю нашего рынка. Сорок три миллиона телефонов перекочевало с витрин в карманы россиян, и среди них лишь 61% — это смартфоны. В чем же причина?

Основная проблема смартфонов была и есть — цена. За качество и набор полезных свойств надо платить. А в настоящее время все они крутятся вокруг возможности скоростного доступа в интернет. Полный функционал есть только у моделей ведущих брендов рыночного сегмента смартфонов. Их стоимость и кусается. Если человеку не нужны все возможности телефона, то зачем переплачивать за мертвый груз функций? Поэтому покупается более дешевый вариант, даже кнопочный.

Производители быстро поняли, что такими темпами, да еще и в условиях санкций, можно очень быстро потерять завоеванные смартфонами позиции. Произошла мгновенная переориентация на бюджетный ценовой сегмент. И уже в 2014 г. средняя стоимость смартфона снизилась на 19% и составила 8,3 тысячи рублей. Более того, примерно каждый пятый проданный смартфон вообще стоил меньше трех тысяч. Другое дело, насколько справедливо такие дешевые устройства могут называться смартфонами.

Впрочем, эксперты полны оптимизма и уверены, что смартфонной ломки у россиян не будет. Даже если макроэкономическая ситуация в стране продолжит ухудшаться, «бюджетный» ряд вполне заменит покупателям более дорогие аналоги. Соответственно о каком-то снижении продаж смартфонов в России говорить пока не приходится. К тому же не стоит сбрасывать со счетов других крупных игроков рынка мобильных устройств. Предприятия, предоставляющие услуги связи, постоянно придумывают для пользователей все новые «полезные» сервисы. Идут они всегда в привязке к покупке конкретного смартфона. А слово «выгодно» действует на покупателей всегда магическим образом. Так что никакой кризис, по-видимому, дружбе россиян и смартфонов не помешает.