Основы мусорной археологии

Я продолжаю писать о милосердии второй номер подряд. Сначала это были животные, теперь добрался до людей. Нет-нет. О Донбассе как-нибудь в другой раз. Есть те, кто живет поближе и не меньше беженцев и оставшихся на линии фронта нуждаются в нашем участие. 

Инвалиды? Опять не угадали. Об их проблемах много пишут и не меньше помогают. Множество социальных служб, общественных организаций и фондов следят за благополучием людей с ограниченными возможностями и стараются их вписать в гражданское общество. В этот раз я хотел бы вспомнить о лицах без определенного места жительства и тех, кто в силу причин вместо магазинов чаще посещают мусорные баки на задворках домов.

Ситуация знакомая многим горожанам: каждое утро перед работой люди делают, практические ежедневное, подношение городским помойкам. Раньше, до эпохи развитого капитализма, просто вытряхивали ведра. Теперь все цивилизованно — мусор упакован в пакеты (специальные или пластиковые — это не имеет значения). Очень удобно: руки не пачкаются и дополнительную обратную ходку с ведром делать не нужно. Дело сделал — работай смело.

А вот затем на помойную арену выходит следующие обитатели города. Замечу, не всегда это неопрятного вида, заросшие до самых бровей анекдотичные бомжи. Отнюдь. Встречаются и прилично одетые женщины преклонных лет, которые тоже что-то деловито выискивают в недрах баков. Знакомо? Думаю, да. Неприятно? Несомненно. И поступить-то даже не знаешь как. 

Вариантов несколько. Неприятных личностей можно попросить удалиться, причем в грубой форме. Тут проявляется превосходство нас опрятных, сытых и довольных своим местом в жизни над низшей ступенью социальной лестницы. Ответить они нам ничем не смогут, так как есть опасность вызова полиции, к тому же бродяги настолько уже привыкли быть битыми и бесправными, что просто удалятся от греха подальше.

 А как поступить с пожилыми леди? Я не говорю про категорию граждан, принятую в высшем обществе называть маргиналами. Они так же применят право хозяина джунглей. Большинство людей, увидев копошащуюся в мусоре старушку, как минимум испытают неловкое чувство стыда, что кому-то приходится вот так вот жить. С максимальным проявлением чувств сложнее. Если квартира рядом, то кто-то может пойти за минимальным соцпакетом, состоящим из хлеба и еще чего съедобного по мелочи. Другие поступят дальновиднее. Зачем выбрасывать старую одежду или фрукты и овощи. «Вот положим кофточки, штанишки, юбочки на ограду, а пакет с едой прислоним к баку. Кому-нибудь пригодится!» Доброе дело сделано — пора домой. 

В результате, что мы имеем? Правильно: как в случае с кошками и собаками, прикормленное место. Только для людей. А они не животные. Тут подход другой нужен. Мое решение оказалось, кстати, по последующему размышлению, тоже неудачным. Утром, как и все я выносил пакет с мусором. Там на смену уже заступили две очень опрятно одетых, на первых взгляд, пожилых женщины. Признаюсь, дал слабину. Решил, что уж эти дамы точно не должны копаться на помойке. Наличных я с собой почти не ношу, поэтому побежал в ближайший банкомат. Он не работал. Не беда — вернусь домой, там точно есть несколько тысяч рублей. Не будут эти женщины хотя бы неделю побираться по мусорным бакам! Окрыленный своим благородством я почти вприпрыжку побежал обратно. Надо было попросить задержаться благообразных леди, пока я поднимусь в квартиру. Не тут-то было. След женщин уже простыл, а вместо этого остались перевернутые баки. Видимо опрокинули совместными усилиями для более тщательной проверки. Ничего ценного там не оказалось и они ушли. Пакеты, отходы кухонного производства, банки, бутылки — все это теперь валялось на проезжей части. 

Ругнувшись, начал отбрасывать «стекло» с дороги. Тут подошел дворник и ругнувшись сказал, что все уберет. На весь день у меня была готовая база под размышление о том, что делать, и кто виноват. Я понимаю, что есть специальные приюты и пункты питания для этой категории людей. Социальные службы отслеживают особенно неблагонадежных и помогают им в рамках полномочий. Но все же существует провал в этой структуре. Не может человек, которого бесплатно накормят, помоют и спать, если надо уложат, слоняться в поисках сомнительных удовольствий из мусорного бака. И мой вариант с единичной денежной помощью при решении данной проблемы совершенно не подходит. Это еще хуже, чем оставлять одежду на ограде помойки. 

Да, некоторые индивидуумы уже опустились до уровня восприятия только уличной или подвальной действительности и обратно их в помещение не загонишь — все равно убегут. А вот тем, кто только встал на путь бродяжничества, еще можно, по моему мнению, помочь. Как не знаю. Программы социальной помощи остро нуждающимся категориям населения есть, а мусорных археологов меньше не становится. Странно.