Услуга, которой нет цены

В пресс-центре «Комсомольской правды» за «круглым столом» состоялся разговор на тему дополнительного образования.

В пресс-центре «Комсомольской правды» за «круглым столом» состоялся разговор на тему дополнительного образования.

Система, к счастью, не разрушена, она жива, несмотря на переломные периоды в школьных процессах, и за последнее время в ней произошли значительные перемены.

Министр образования Александр Аникеев считает, что этой сфере воспитательного процесса нужно уделять больше внимания — она была незаслуженно забыта. Принято решение: 2013 год посвятить именно этой ветви общего образования. Музыкальные и художественные школы, спортивные, танцевальные секции, а еще в последнее время стали появляться внегосударственные учреждения, среди которых наибольшее распространение получили центры по изучению иностранных языков. Они пользуются большой популярностью у школьников, чьи намерения — поступление в вуз, поэтому два классных часа иностранного языка в неделю явно недостаточно.

С одной стороны, можно быть спокойным — 73 процента детей вовлечены в самые различные секции, классы, кружки. Но их потребности гораздо шире — остро не хватает технических объединений, где бы мудрые наставники пестовали будущих инженеров, конструкторов. Причина их отсутствия понятна: подобные учебные центры — вещь затратная.

Много говорилось о платных и бесплатных кружках системы дополнительного образования. В большинстве своем они все же бесплатные или плата чисто символическая, кстати, с согласия родителей. Ежегодно бюджетное финансирование этой сферы увеличивается, но и детские запросы растут все шире.

А как министерство образования относится к появлению на образовательном поле негосударственных учреждений? Аникеев их приветствует, но только в том случае, если у данного учреждения есть лицензия. Но еще раз подчеркивает, что обучение иностранному языку хотелось бы видеть в параллели с обучением, к примеру, инжинирингу, дизайну, проектной деятельности и т.д.

Говорилось и о преподавательском корпусе в дополнительном образовании. Как правило, это блестящие наставники, фанаты и бессребреники. Тому пример — центр «Созвездие» при Дворце творчества юных. Там-то как раз дети и могут получить технические и даже космические навыки.

Если в городах проблема дополнительного образования решается достаточно успешно, то в райцентрах, в глубинке хоть оно совсем и не погибло, но возможностей у детей реализовать свои способности крайне мало. И все же ищутся новые формы проведения выездных занятий, мастер-классов.

Все выступавшие на «круглом столе» так или иначе препарировали слово «услуга». Что есть оно в применении к дополнительному образованию? Аникеев мудро подвел черту: тот же преподаватель музыки или тренер по боксу, естественно, оказывает ребенку услугу. А для маленького человека она — великое благо! Это первые шаги к выбору его жизненного пути. В любом случае все те, кто эти услуги оказывает, должны быть прежде всего учителями, потому что учитель — это больше, чем профессия.