Сага о миллионной эпопее

Рассмотрение этого уголовного дела заняло полгода: начавшись в декабре 2007 года, окончилось вынесением приговора Тверским районным судом г. Москвы 4 июля 2008 года. Подсудимые жили и работали в Москве, а деяния, в которых они обвинялись, связаны с руководителем градообразующего в поселке Воротынск (Бабынинский район) предприятия, генеральным директором ОАО «Стройполимеркерамика» Саитом Ваитовичем Мамбетшаевым. Он стал жертвой мошенничества.

Оставим эмоции и погрузимся в мир бизнеса: сфера эта большинству простых людей малознакома, но у нее, как у любого вида деятельности, есть свои принципы, методы, приемы. Рынок, господа! И тут уж, попросту говоря, на кого нарвешься…

«Сложности?  Поможем!»

Ведение бизнеса, особенно крупного, предполагает постоянные контакты с коллегами своего уровня. Именно в такой ситуации, будучи в составе делегации предпринимателей в Северной Корее в 2005 году, С.В. Мамбетшаев (далее будем его называть Директором) познакомился с И.В. Крошкиным, заместителем генерального директора ООО «Консалтинговая группа «Высота». Москвич расположил к себе Директора, между ними возникли деловые партнерские отношения.

«СПК» — крупное предприятие Калужской области, занимающееся производством кирпича и санфаянса, которые поставляются в основном в Москву и Московскую область. В том году у ОАО «СПК» были трудности со сбытом продукции на рынке столичного региона. Кирпич — товар сезонный, хорошо идет весной и летом, когда в разгаре строительство, зимой — затишье. На складах скопился товар, произведенный за несколько месяцев.

Директор приехал тогда к коллеге Крошкину, в жилой комплекс «Золотые ключи». Офис выглядел респектабельно, солидно. «Высота» была на высоте — так показалось Директору. «Сложности? Поможем!» — обнадежил Крошкин и предложил консалтинговые услуги по реализации продукции в центральном регионе России. Это означало: анализ конъюнктуры рынка кирпича и стройфаянса, разработка бизнес-плана для ОАО «СПК». Говорилось о наличии аналитической группы, маркетинговых отделов, которые всем этим займутся, говорилось (главное) о заключении договора «Высоты» с воротынским предприятием.

Оплата услуг «Высоты», по замыслу Крошкина, должна была составить 
4 250 000 рублей, половину которых он намеревался получить авансом сразу после заключения договора. На счет «Высоты» был 23 ноября 2005 года перечислен аванс — 2 125 000 рублей. В течение действия договора Крошкин создавал видимость его исполнения, обещая привлечь даже иностранных инвесторов для строительства заводов стекла, плитки на территории «Стройполимеркерамики». Планов, как говорится, громадье.

В период действия договора у Директора появились новые покупатели продукции, но была ли это заслуга Крошкина, выяснить было трудно: тот представил отчет в такой форме, где не содержалось достаточных сведений по объемам выполненных работ.

Чего не знал Директор?

Что 2 125 000 Крошкин похитил, причинив «СПК» ущерб в особо крупном размере. Не знал и того, что Крошкин обезопасил себя от возможных финансовых претензий: продал в ноябре 2006 года третьему лицу свою долю ООО и долю второго учредителя в уставном капитале «Высоты». В случае чего — «я не я, и лошадь не моя»! Не знал Директор, что у «Высоты» не было ни хозяйственно-финансовых, ни кадрово-интеллектуальных ресурсов для маркетинга, в тот период времени в штате там состояли… всего два человека. Какая уж там аналитическая группа?..

Так был осуществлен мошеннический план в отношении Директора.

О том, какие методы действовали в бизнесменских кругах, говорит тот факт, что Директор не был одинок: на аферу купился и гендиректор ООО «Россет». Предприятие, работающее в Кондрове, тоже специализировалось на продаже кирпича, санфаянса и керамики. Крошкин орудовал по той же схеме: договор на оказание консультационных услуг, разработка бизнес-плана. Оплата услуг — 8 миллионов рублей — была получена, а «Высота» продана третьему лицу.

ООО «Россет» «погорело» на общую сумму 9 300 000 рублей.

Далее в мошенническом спектакле появляются новые действующие лица.

С.Г. Хазеров — москвич, имеющий двойное гражданство, РФ и США, президент корпорации «Ротас» — человек небедный: когда расследовалось уголовное дело, был наложен арест на две принадлежащие ему московские квартиры, на 12 автомобилей престижных марок и на доли в уставном капитале ООО «КэпиталТрейдгрупп». Он был старшим по возрасту в преступной группе, вступившей в сговор, младшим был А.Е. Шурухин, генеральный директор ООО «КэпиталТрейдгрупп».

Воспользовавшись доверительными отношениями с Директором, триумвират Крошкин — Хазеров — Шурухин намеревались в ноябре — декабре 2006 года «поработать» с Воротынском по-крупному. Афера предполагала выйти аж на 150 000 000 рублей. Все трое обвинялись в том, что совершили приготовление к мошенничеству.

Замысел был такой

Замышляли склонить Директора к заключению с ООО «КэпиталТрейд-групп» договора о совместной деятельности для достижения общих хозяйственных целей: ради модернизации производства на СПК закупить, а потом продать электронную технику (имелись в виду телефоны сотовой связи). При этом руководство совместной деятельностью общества должно осуществлять ООО «Кэпитал Трейдгрупп» (учредители — Хазеров и Шурухин). Участие СПК сводилось к предоставлению денежных средств. Соучастники намеревались получить от Директора доверенность на заключение от имени Общества договоров на покупку телефонов на сумму 15 млн рублей за счет СПК.

А где их Директору взять? Убедили: оформить кредит в Калужском сбербанке, а расходование осуществлять по аккредитиву.

Дальнейшая реализация проекта мыслилась так (напрягись, читатель!).

Хазеров, Шурухин и Крошкин должны были по доверенности от ОАО «СПК» составить два договора о покупке от имени «Стройполимеркерамики» сотовых на те самые 15 млн. у ООО «Нефтехим Групп», а также договоры о перепродаже этой техники от имени СПК в пользу ООО «Нева-Сервис» в Петербурге. Продумали все досконально.

Если афера удастся, то соучастники собирались склонить Директора к тому, чтобы исполняющим по аккредитиву банком стало бы именно Киевское отделение Сбербанка России в Москве. Там уже была «соломка подстелена». Они знали, что этот банк станет проверять документы по покупке и продаже техники по внешним, формальным признакам, не удостоверившись, завезены ли мобильники на склады воротынского предприятия. А получив по аккредитиву желанную сумму, распорядились бы ею по своему усмотрению. Ничего себе куш приглядели!..

Кое-что о бутафории

И маскарад имел место. Хазеров при ведении переговоров должен был представляться высокопоставленным сотрудником правоохранительных органов, вхожим в Администрацию Президента РФ. 

Директор заключил договор о совместной деятельности в ноябре 2006 года в Москве. И все бы пошло как по маслу и, возможно, акция была бы доведена до конца, но ее предотвратили правоохранительные органы. Двое фигурантов преступного трио были задержаны в Калуге, один — в Москве.

Начались следственные действия, которые вели Следственное управление Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ по Калужской области и прокуратура области.

Государственным обвинителем на судебном процессе в Тверском районном суде Москвы был помощник прокурора г. Калуги Александр Бызов.

— Суд признал Крошкина Игоря Владимировича виновным в совершении двух преступлений (ст. 159 ч. 4 УК РФ, а также ст. 30 ч. 1., 159 ч. 4 УК РФ) — хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, в особо крупном размере. Он получил 
6 лет лишения свободы в ИК общего режима. С него взыскано в пользу 
ОАО «СПК» 2 125 000 рублей, в пользу ООО «Россет» — 9 300 000, — прокомментировал гособвинитель.

Хазеров Сергей Гегамович и Шурухин Александр Евгеньевич лишены свободы на 6 лет в ИК общего режима. Московский городской суд изменил им срок лишения свободы с 6 до 5 лет.

За кадром осталось то состояние, в котором пребывал и пребывает воротынский завод, понесший миллионные убытки. Катастрофы всегда отражаются на наших кошельках и на численности рабочих мест. 
А ведь история, нами рассказанная, имела место еще до финансового кризиса. Так что можно ярко представить ту ситуацию 
и принять ее близко к сердцу…

Татьяна ПЫЖИКОВА