Может, война началась?

Начался учебный год — самое время рассказать о событиях прошлых (дело было в декабре 2007 года), но настолько необычных, что даже юристы, закаленные в расследовании разнообразных преступных ситуаций, были в шоке. По крайней мере, Светлана Владимировна Кострякова, старший помощник прокурора Калуги, государственный обвинитель на этом судебном процессе, говорила мне так: «Основным эмоциональным впечатлением от фактов, рассмотренных 2 апреля 2008 года Калужским районным судом, был страх за детей».

Кто кидается на детей?

Виктор в тот день шел на подготовительные занятия. Смотрит — возле школы собралась группа ребят. Чем-то они очень взбудоражены, тусуются вокруг незнакомого парня, он постарше их. Отходил Виктор и оглядывался, спешил, не опоздать бы. Заметил, что у чужака в руках было что-то похожее на ружье. Вдруг — хлопок.

Что такое? Нога левая болит, кровь на бедре и в штанине джинсов пулька застряла. Ну, дела! Кто поможет? Замдиректора школы привела к себе в кабинет, там Вите обработали ранку.

Матери дома рассказал, та ужаснулась — это что ж такое, средь бела дня стреляют? Пошла в милицию, там узнала, что парень не один раз стрелял и попал в ногу еще одному мальчику, помладше…

А учительница вспомнила: этот «вольный стрелок» учился когда-то в их 29-й школе, зовут его Антон Половинченко. Что потом делал? Слышала, что отсидел за что-то. И вот на тебе, на малышню кидается…

Девятилетнему Диме пулька тоже травмировала ногу. Он шел не в школу, как Витя, а наоборот — домой, уроки кончились. Попал под горячую руку неизвестному стрелку. «Война, что ли, началась?» — перепугался Дима и спрятался за машину. Больше не стреляли. Нога болела.

Размазывая слезы, рассказал матери. Посмотрели — кровоподтек со ссадиной на бедре.

Нормальная логика отдыхает

Кто? И за что?
На первый вопрос ответить легко: Антон Половинченко, 23 года, калужанин, не работал и не учился. В 2001 году судим и по статье 111 ч. 4 приговорен к пяти годам лишения свободы. Еще несовершеннолетним рисковую биографию начал. А статья УК — серьезная, преступление особо тяжкое, со смертельным исходом. Освободился условно-досрочно и в феврале 2005 года уже был дома, на родной улице Центральной (это калужский дальний район, Северный).

А вот «за что»?.. Тут нормальная логика отдыхает. Возможно, хотелось самоутвердиться. Показать свое превосходство. Зрители всегда найдутся! Тем более что в руках у него было нечто, очень напоминающее пневматическое ружье: о нем Антон и говорил следователю. На суде-то он молчал, давать показания отказывался, был подавлен.

Откуда у него появилось это «нечто»? Говорил, будто на рыбалке был и там нашел, но долго не использовал. А в тот раз взял, чтобы собак бродячих пострелять. Ага, около школьного забора.
Эдакий спаситель земляков от кусачих хвостатых…
Как показали на судебном заседании свидетели и пострадавшие дети, никаких собак в тот момент не наблюдалось. Так что «собачья» версия не проходила. Не сработала и обманная идея Половинченко о том, что когда целился в собак, то в детей попал ну совершенно случайно. Или, может, рикошетом…

Насчет рикошета — это он в собственную биографию очень метко стрельнул. Ему было предъявлено обвинение в хулиганстве.

Нужны ли нам тиры?

Может, кому-то интересно, что такое пневматическое ружье и какого вреда можно от него ждать, попади оно в недобрые руки? Профессионалы из системы УВД пояснили мне, что разрешение на приобретение такого аппарата не требуется, а суть такова: это учебное пособие для знакомства с устройством оружия (как заряжать, разряжать, где курок и т. д.). Подсобный материал. Пульки в нем свинцовые или резиновые. На занятиях обязательно подчеркивают: в людей целиться нельзя!
С таким ружьем работают, в частности, в тирах. Но в Калуге их явно недостаточно, никто этим не занимается, а надо бы, учитывая мальчишечью тягу к такого рода увлечению. Недосуг нам. 

А недобрых людей сейчас более чем достаточно. Учительница 29-й школы, свидетель на суде, утверждала, что видела в руках Половинченко именно такое ружье, малокалиберное.

И что, как говорится, выпало в осадок? В дневное время на улице, в непосредственной близости от школы, Половинченко стрелял и причинил телесные повреждения двум школьникам.

Не говоря уж о психологических, отрицательных моментах: стресс, страх. Младший мальчик долго боялся вообще ходить в школу.

Страху и стрессу было противопоставлено наплевательское отношение к общепринятым нормам поведения: смотрите, я все могу!

Комментарий государственного обвинителя:
— Суд квалифицировал его действия по ст. 213 ч. 1 п. «а» УК РФ: он совершил грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением предмета, используемого в качестве оружия.
Приговором суда Половинченко назначено наказание: два года лишения свободы в ИК общего режима. Под стражу его взяли в зале суда.

Татьяна ПЫЖИКОВА. Фото Романа Бурмакина.