Что наша жизнь? Единый миг!

Навсегда запомнилась эмоциональность коллеги — журналистки. Автомобиль она назвала так: железная сволочь с вытаращенными фарами. И рассказала, как ее, переходящую дорогу, причем по всем правилам, чуть не сбил автомобиль. А шла она с коляской, в которой спала внучка.

Конечно, подумала я, в такой ситуации еще не так ругнешься. А с другой стороны, ведь эту консервную банку с мотором (вот какой и у меня образ родился!) ведет человек разумный, чей мозг переполнен знаниями, которые веками накопило человечество. А если без пафоса — водитель обязан соблюдать правила дорожного движения. Если этого не происходит, то вступает в свои права госпожа Фемида.

Откуда, как, почему?

Май прошлого года, утро.
Улица Тарутинская, здание школы № 25, забор, рядом — мини-рынок. Течет обычнейшая жизнь в привычном режиме. Именно в это время подвозят товар. Чья-то «Газель», двигаясь задним ходом, неторопливо приближается к одной из палаток. Сейчас, наверно, водитель начнет процедуру разгрузки…
Вдруг — женский крик!
— Человека сбили!
Можно себе представить, что последовало дальше: мгновенно возникший круг сбежавшихся людей, вызов «скорой», вызов милиции, звонки домой родным старика, лежащего под колесами, бледное лицо водителя «Газели»…
Медики ничем помочь не смогли: Сергей Иванович Шмаков, восьмидесятилетний пешеход, был мертв. Еще минуту назад он шел, аккуратно переступая нездоровыми ногами по тротуарной плитке, опираясь на палочку-трость.
Но в одночасье резко сломалась и биография того, кто был за рулем — Леонида Куприянова (фамилии изменены).
Стартовало следствие, закончилось оно судебным заседанием Калужского районного суда 15 мая 2008 года. Особенностью заседания была тщательность, с которой исследовались, буквально как под микроскопом, детали трагического момента. От них зависела судьба подсудимого.
Свою вину в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть человека (ст. 264 ч. 2 УК РФ), Куприянов не признал. Да, исполняя свои служебные обязанности водителя индивидуального предпринимателя, в тот день подвозил товар, двигаясь по части тротуара, ближе к палатке, постоянно сигналил, постоянно смотрел в зеркало заднего вида, но ничего мешающего его движению не видел, никакого удара (обо что-то или о кого-то) не почувствовал. Был в шоке, когда увидел лежащего под его колесами человека. Откуда, как, почему он оказался там?! Уверен, что не переезжал пешехода задними колесами своей машины. Теперь, наученный горьким опытом, разгружает товар, не заезжая на тротуар. Прежним маршрутом не пользуется.

Линия не выстраивалась

У дочери Сергея Ивановича, кроме него, никого родных нет — так сложилась судьба. Вспоминать обстоятельства отцовской гибели тяжко, но детали отпечатались для нее навечно.

Отец лежит на тротуаре на спине под машиной, голова обращена к задним левым колесам, ноги возле передних левых колес. Она видит следы протектора на отцовских брюках. Нина Сергеевна стала искать очевидцев: как это произошло? Никто не хотел с ней говорить. Одна женщина (как потом выяснилось, жена подсудимого) кричала: «Он споткнулся! Он сам упал под машину!»

Свидетели, поняв, что жертву ДТП уже не вернуть, на суде попытались помочь Куприянову, хоть как-то спасти его от сурового наказания. Потому и говорили, что видели, как старый человек шел неуверенной походкой, чуть ли не по стенке, с палочкой. Шел он перпендикулярно движению машины и, не доходя примерно метра до автомобиля, споткнулся и упал. Но в тот момент «Газель» уже остановилась. То есть не машина его сбила, а сам он рухнул под нее. Правда, объяснить, каким образом бедняга оказался лежащим под машиной головой к задним колесам и ногами — к передним, никто из них не мог: отвлеклись к покупателям, что-то мешало разглядеть и т.д.
Линия «сам упал» явно не выстраивалась.

Для судебной практики чрезвычайно важны выводы судебно-медицинской экспертизы. В данном случае они сыграли решающую роль в установлении истины. Гибель наступила от тяжелейшей травмы, несовместимой с жизнью: перелом свода и основания черепа, переломы ребер, многочисленные кровоизлияния, кровоподтеки на руках и на ногах. Механизм травм таков: сначала удар выступающими частями автомобиля человека, находившегося в тот момент в вертикальном положении (!) лицом к машине, затем отбрасывание тела и падение его на обочину. Колеса переехали ноги.

При осмотре места происшествия юристы обнаружили четкие следы протектора на брюках. Исследовали зловещую «Газель» и зафиксировали следы крови на задних левых колесах. Под нижней частью колеса — лужа крови.

Брысь с тротуара!

Бойтесь машины, заезжающей в нашу с вами, пешеходную, зону, даже если она движется еле-еле. И особенно если сдает назад. Правила дорожного движения говорят: движение задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создает помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц. А насчет тротуаров? ПДД запрещают ездить по тротуарам, а если допускается подъезд по кратчайшему пути (при отсутствии других возможностей), то должна быть обеспечена безопасность.

— Куприянов наверняка все это знал как дважды два, он мог предвидеть последствия своих действий, но, как сказано в приговоре суда, проявил преступную небрежность и допустил наезд на пешехода, — подытожила нашу беседу государственный обвинитель помощник прокурора Калуги Татьяна Михайловна Минаева.

Куприянова взяли под стражу в зале суда. Полтора года он будет лишен свободы с отбыванием в колонии-поселении с лишением права управления транспортным средством на срок два года.

Преступление, совершенное калужанином, относится к категории «средней тяжести». А человека нет. Мгновение, будь ты проклято…

Татьяна ПЫЖИКОВА. Фото Романа Бурмакина.