Берут, потому что дают

Мздоимство — самое популярное явление нынешнего бытия: о нем идет молва, начиная с серьезных документов государственного уровня, кончая расхожими анекдотами. Милицейскому ведомству, особенно «гаишникам», достается больше всех. Два века назад философом Н. Бердяевым была сказана крылатая фраза: «Взятка — самая действенная русская конституция на все времена». Актуальность мысли не померкла, да и шансов на исчезновение что-то не предвидится.
На примере нескольких фактов поразмыслим о том, что, во-первых, берут — потому что дают. И, во-вторых, о том, что наказуемы и берущие мзду, и дающие ее. И то, и другое одинаково безнравственно, но кто сегодня говорит о нравственности? Редко, конечно, но — бывает. Об этом мы беседуем за «круглым столом» со старшим помощником прокурора города Натальей КУЗЬМИЧЕВОЙ и помощниками прокурора Калуги Евгением АБРАМЕНКО и Еленой МАКАРОВОЙ.

Договорились?

Классическая ситуация: водитель нарушил правила, инспекторы ДПС ГИБДД притормозили движение «Жигулей» в самом центре, на площади Старый Торг. Управлял автомобилем некто Адуев.
Все как положено: проверка документов. Обнаружилось, что водительского удостоверения у Адуева нет, он имел всего лишь временное разрешение на управление транспортным средством. Инспектор ДПС Алексей Горин, лейтенант милиции, справедливо предположил, что Адуев за какие-то прегрешения лишен права управления автомобилем.
Вместе с Гориным Адуев прошел в служебную машину ДПС, где находился второй дежурный, инспектор Владимир Зуев, прапорщик милиции. Быстро, как того требует профессия, было установлено: действительно решением мирового судьи еще в ноябре прошлого года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.26 КоАП РФ, гражданин лишен права на управление транспортным средством на 18 месяцев. А на дворе стоял январь 2008 года.
Что делается в подобных случаях, известно любому водителю, а уж инспектору ДПС и подавно. Горин и Зуев обязаны составить протокол об административном правонарушении (водитель ездит, не имея на это права), отстранить Адуева от управления машиной и принять меры к его административному задержанию. Об этом Зорин и сказал взволнованному автомобилисту. Но можно, добавил он, и не составлять сей документ. Стоить это будет три тысячи рублей.
В служебный «Жигуль» вернулся Горин, Зуев пересказал ему суть переговоров, тот с ним согласился и сумму подтвердил.
Адуев порылся в кошельке. Больше двух тысяч у него не было. Инспекторы настаивали на трех, и Адуев предложил недостающую сумму привезти как можно быстрее.
Инспекторы оставили у себя его документы, и бедолага уехал. Через три часа снова появился на Старом Торге, но дежурного автомобиля там не было. Поехал искать. Нашел! И на заднем сиденье милицейской машины в Старичковом переулке из рук в руки передал взятку.
Договорились! Обе стороны остались довольны друг другом.
— Действия подсудимых инспекторов ГИБДД Калужский районный суд, который состоялся 4 апреля 2008 года, — пояснила государственный обвинитель старший помощник прокурора города Наталья Кузьмичева, — квалифицируются по ст. 290 ч. 2 УК РФ, поскольку они совершили получение должностным лицом лично взятки за незаконные действия и бездействия.
Суд назначил Алексею Горину и Владимиру Зуеву наказание: три года лишения свободы условно с испытательным сроком один год, с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления на срок два года.
Порок наказан. А если посмотреть на него с другой стороны? Действующие лица — все той же категории: нарушители дорожных правил и стражи порядка, следящие, чтобы автомобилист их соблюдал.

Примите к сведению!

В то мартовское утро инспекторы ДПС ГИБДД УВД по городу Калуге лейтенант милиции Сергей Митрохин и сержант милиции Виктор Кусков прибыли на место своего дежурства, на улицу Воскресенскую. До трех часов дня все было в порядке, а в 15.35 Кусков выявил нарушение. Иномарка двигалась по улице Декабристов и на перекрестке с Воскресенской свернула под запрещающий знак. Выехала на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения. Возможно ДТП!
Все по обычному сценарию: прошли в служебную машину, где был Митрохин, объяснили популярно Игорю Клочкову, тридцатилетнему калужанину, в чем суть его административного правонарушения и приготовились составлять протокол.
Реакция последовала немедленно: чтобы обойтись без документа, даю пятьсот рублей и разойдемся красиво.
Не думай, читатель, что в милиции все одним миром мазаны. Митрохин и Кусков как раз из другой, совестливой, ее части. Не захотели начинать свои служебные (да и человеческие) биографии взяточничеством. Честь мундира — не пустые слова.
Клочков очень удивился, когда его тут же, в присутствии инспекторов, задержали на месте совершения преступления: имела место дача взятки должностному лицу лично за совершение им заведомо незаконного бездействия 
(ст. 291 ч. 2 УК РФ).

 

Другой любитель откупиться от стражей порядка попал в поле их зрения тоже в центре города. Его иномарка проехала под запрещающий знак на перекресток Дзержинского и Театральной с Московской в сторону Марата. Этот участок патрулировал сержант милиции Руслан Сергеев, инспектор ДПС. Он-то и притормозил Павла Хритошина, калужанина, работавшего менеджером-экспедитором у индивидуального предпринимателя. Куда тот спешил, почему пренебрег элементарными правилами? Но подумал, что вопрос решится без хлопот, дело житейское.
Инспектор ему — про оформление протокола, а Сергеев — в ответ купюру пятисотрублевую положил в бардачок служебной машины.
Не сработало. Не взял. 
— Павла Хритошина тут же задержали за дачу взятки (ст. 291 ч. 2 УК РФ), — комментировал государственный обвинитель на судебном процессе 18 сентября 2007 года помощник прокурора города Евгений Абраменко, — и по приговору суда ему назначено наказание: два года лишения свободы условно с испытательным сроком два года.
А что с Клочковым?
Государственный обвинитель на судебном процессе помощник прокурора Елена Макарова комментирует:
— Клочков наказан штрафом в 120 тысяч рублей, такое наказание назначено ему районным судом 15 мая 2008 года.
Оба «соблазнителя», пожелавшие купить милицейскую честь, взамен своей самонадеянной акции запятнали собственное имя. Им это надо? Так что не стоит всех одной меркой мерить. Лучше подумать: что выгодней?

Татьяна ПЫЖИКОВА

(Фамилии и имена изменены по этическим мотивам.)