Культура выживания

У Калужского театра кукол — новый директор, новый главный режиссер, а проблема старая. Является воспитывающим или разрушающим ментальность ребенка то, что он поднимается в волшебный мир сказки по т-а-акой лестнице, входит по т-а-акому коридору? Не позорно ли для нашего процветающего и развивающегося региона держать Мельпомену в черном теле? 

Мы говорим с директором театра Мариной Савватеевой о том, что является предметом ее ответственности, — материальном состоянии театра. Она, изучавший в КГУ биологию педагог, отлично знакома с физиологическими и психическими потребностями детского организма. Освоив краеведение, как сотрудник музея знает возможности старых усадеб Калуги. 

Весь этот багаж опыта сейчас направлен на то, чтобы театр получил достойную прописку: «Мы разработали концепцию развития театра, стратегию полноформатного (и для детей, и для взрослых, мы готовим премьеру по Н. Лескову «Барин, боярин и петух») театра кукол с учетом анализа работы аналогичных учреждений России и ближнего зарубежья. Мы подготовили пакет документов с требованиями для комфорта маленьких и взрослых театралов. И не последнее из них — как добраться до театра? 

— Да, а то не так давно город был повергнут в шок сообщением, что театр кукол отправится на улицу Небесную…

— Нет, место театра — в центре. Хорошо, если в каждом микрорайоне будет свой театр, но пока об этом речи нет. 

— В театре должно быть два зала — на 80 и 200 мест, это дает свободу для творческих экспериментов.

— Вторая связанная с этим проблема — отсутствие малого кинозала для показа тех же экспериментов. Такое место в кинотеатре «Центральный» было — Красный зал, и его остро не хватает. Наш театр состоялся — прекрасная труппа, развиты цеха, сдерживает нас только размер — 50 мест. Зрители возвращаются раз за разом с благодарностью. 

Художественный руководитель театра Геннадий Скоков, один из основателей театра и стратег творческой политики, выискивает и приглашает ярких постановщиков со всей России. Одним из них стал белгородец Сергей Балыков, да так и задержался в нашем городе в качестве главного режиссера театра. Его новая премьера — постановка поморского сказа Бориса Шергина.

— Спасибо за обращение к уникальному Шергину! Многие наши читатели помнят гениальный мультфильм «Смех и слезы у Бела моря», где были замороженное полярное сияние, и «пинджак с карманами», «мост хрустальный».

— Предыстория создания спектакля длинная. Сначала я влюбился в сказку Владимира Даля о том, как Иван ходил за три моря (из нее потом «вышел» «Федот-стрелец» Леонида Филатова). В родственном по сюжету тексте Шергина — трепет жизни человеческого духа. Нынешний год в России объявлен Годом литературы, и мы решили обратиться к мастерам — создателям нашей речи Шергину и Лескову.

— Одной из ваших задач была реанимация русского языка?

— Это — с одной стороны, а с другой — дух художественных промыслов, ведь образы рождаются из обиходных предметов: платок становится волнами океана, ухват — моряками, утюги и корытца — кораблями…

Искусство — инструмент, который позволяет людям не озвереть, поэтому он слит с народным бытом. Чем сложнее режиссёрам, тем больше человек остается человеком. Многие северные культуры уважают медведя, считают, что он — одичавший брат человека.

— Какое качество главное для человека? 

— Сострадание, сопереживание. 

— Но насаждается другая идея: «Купи!». Ты этого достоин, а нет денег, чтобы купить вещь, — ты недочеловек. 

— У шаманов есть понятие «живой человек». У нас медицина оценивает его по трем признакам: дыхание, сердцебиение, тепло. А на Севере — по пяти. Если сердце бьется, но не чувствует чужую боль, то человек — ходячий мертвец, зомби, у него умерла душа. Шаманы совершают обряд, и иногда удается вернуть душу. Сейчас такие зомби живут бок о бок рядом с нами, и от них можно ожидать чего угодно. На Севере это важно — там суровые условия, и без взаимовыручки люди, общество не выживают.

— Как доказать, что нравственные догмы ценны? 

— Есть время разбрасывать камни и время их собирать.

— Но может оказаться, что собирает их кто-то другой. Мало ли империй вымерло.

— Академик Лихачев говорил, что если государство будет сильным в военном, индустриальном отношении, но культура будет слабой, то это государство не имеет право на существование. Рим процветал в период равенства, соблюдения человеческого достоинства. 

В России, как говорил классик, легче встретить святого, чем просто порядочного человека. Либо люди закрываются от общества, пытаясь сохранить свой внутренний мир, либо сваливаются до общего уровня холопства, рабства, отсутствия культуры. 

Что такое «культурный человек»? Человек, у которого много культов. Он может быть абсолютно безграмотен, но у него есть культ матери, культ отношения к старшим, культ Родины. Эти культы — сдерживающие факторы, табу — и делают человека кулуарным. 

Театр для меня — один из тех инструментов, с помощью которых можно пробудить культ сочувствия. Впереди у нас постановка «Солдат и Смерть» по Стравинскому и Рамюзу, но с другими текстом и музыкой. Суть истории в том, что наши матери — деревья, они питают нас соками земли. Так вызревают плоды — мы, люди. Каждая мать дает нам при рождении музыку в душу. Если мы теряем, продает ее — теряем способность возрождаться. 

Но об этой премьере, о вечном черте коллекционера и легионе его соблазнов, о твердыне человеческой души наш рассказ впереди.

«Живые, позаботьтесь о живых. Нам так любви при жизни не хватает», — этими строками поэтессы Маргариты Зиминой Сергей Балыков закончил беседу. И в этих словах — не сантименты, а рецепт счастья — сейчас и для всех.