Сергей Маковецкий на калужской сцене показал трагедию старости, ненужности и разобщенности.
Спектакль «Папа» по пьесе француза Флориана Зеллера – обыкновенная семейная история, и поэтому она держит зрителей в напряжении. Зеллер – писатель и драматург, спектакли по его пьесам идут по всему миру. В 2014 году за пьесу «Папа» он был удостоен премии Мольера, главной театральной награды во Франции. В 2021-м драматург снял по своей пьесе фильм «Отец», получивший премию «Оскар», с Энтони Хопкинсом и Оливией Колман в главных ролях.
Популярность пьесы – не диво, она – о самой жгучей проблеме современного западного, «развитого» мира. Режиссер Владимир Бельдиян решил идти за текстом. Сценограф Александр Лисянский постепенно раздевал сцену, как осеннее дерево. Композитор Фаустас Латенас настроил свой камертон по «Лакримозе» «Реквиема» Моцарта. Премьера антрепризной постановки с Сергеем Маковецким и Мариной Александровой состоялась в 2019 году, в других театрах роль главного героя исполняли Сергей Шакуров и Сергей Гармаш.
Маковецкий — народный артист, лауреат Государственной премии РФ. Поразительны его роли в фильмах «Жизнь Клима Самгина», «Макаров», «Про уродов и людей», «Русский бунт», «Жмурки», «Мне не больно», «Чудо», «Ликвидация». Он был предельно органичен, без малейшего нажима.
Чтобы лучше понять своего героя, шестидесятипятилетний Сергей Васильевич обратился за консультацией к лучшему психиатру в Москве. Артист говорил о спектакле: «Когда у вас родной человек спрашивает внезапно: «А вы кто?», это страшно».
Герой пьесы, Андрэ, в прошлом – инженер, а в новой реальности он думает, что был танцовщиком. Ему восемьдесят лет. Он постепенно теряет память, рассудок, но не осознает этого. Пожилому человеку требуются внимание и уход, постоянная, круглосуточная помощь. Все события зрители видят глазами главного героя, мужчины, который не понимает, что с ним происходит. Единственное, что ему известно, это то, что он постоянно теряет свои часы.
Андрэ не осознает происходящих с ним перемен, ему кажется, что странным стал мир вокруг. Герой твердо знает, что он по-прежнему сильный человек и найдет способ отстаивать свою правоту.
Он не одинок. Но у дочери своя жизнь. Перед ней выбор: ухаживать за отцом самой, конечно, с помощью специалистов, или сдать его в дом престарелых? В той стране, где происходит действие пьесы, во Франции, эти дома отнюдь не «палата номер шесть», и не горят стабильно со всем населением от «короткого замыкания». Партнерша Маковецкого, Марина Александрова, популярная актриса театра и кино, лауреат молодежной премии «Триумф», тоже прожила роль дочери достоверно и серьезно.
Но работники, которые могут быть призваны на помощь, – чужие люди. Не их отец купал, пеленал, содержал, водил в зоопарк, возил на теплое море, не им клал подарки под новогоднюю елку…
После бурных оваций замечательной игре артистов зрители вышли со спектакля в глубокой задумчивости. Число больных с деменцией в России — почти два миллиона человек. По этому показателю страна находится среди девяти государств с наибольшей численностью таких пациентов.
Основная причина трагедии — потеря смысла жизни. Человек должен быть нужен кому-то, ведь, вопреки модному мнению, комфорт не может стать смыслом существования. И, прежде всего, человек должен быть нужен в собственной семье. Если он помогает воспитывать внуков и правнуков, то деменция ему не грозит.
Хорошо ли, когда у каждой семьи отдельное жилье? Если подумать, то это ужасно. Большой семейный дом, где под одной крышей живут во взаимопомощи четыре поколения, – только он защитит в современном социуме от абсурда и распада.
Легче старикам из интеллигенции, они могут начать изучать латынь, учить наизусть «Евгения Онегина», заняться минералогией… Да чем угодно! Чем больше вы накопили в жизни знаний и интересов, тем сильнее ваше сознание. Другое спасение – дача, садоводство. Вот если бы не русская зима…
Циники утверждают, что зажились люди. Нет, продолжительность жизни в РФ постыдно низка. Деменция — плод социальной изоляции. В Китае, например, где другая социальная система и конфуцианская семейная мораль, статистика деменций совсем другая.
Спектакль прозвучал предупреждением. Вооружил ли он зрителей? «Подстелят» ли они себе «соломку», пока не поздно? И, совершенно точно, выйдя из зала, они позвонят маме.
Комментарии
Больше по теме
Рельеф родины
Заводской буддизм
Дискотеки: как это было