О домике на краю леса мечтает каждый четвертый житель региона. Мода последних лет диктует загородный образ жизни, полезный и взрослым, и детям. Однако получить или подтвердить право собственности на такую землю бывает непросто.

В январе этого года в России до 2026 года была продлена так называемая «лесная амнистия». Собственники земель, которые владеют лесными участками, должны будут доказать легитимность их границ и законность указанных в ЕГРН данных. С какими трудностями они могут столкнуться, и какие проблемы появляются при «наложении» участков лесного фонда и частных территорий, мы беседуем с начальником отдела по регулированию использования территорий с особым режимом природопользования Евгением Копьевым.

— Какова основная цель лесной амнистии на территории Калужской области?

— С течением времени стало понятно, что многие участки, которые принадлежат гражданам или юридическим лицам на праве собственности и имеющие категорию «земли сельхозназначения», либо «земли населенных пунктов», числятся в Государственном лесном реестре, как земли лесного фонда.

Чтобы исключить дублирование сведений об одних и тех же участках в данных ЕГРН и Лесного реестра, был принят Федеральный закон № 280, об устранении противоречий в сведениях двух реестров. Закон «О лесной амнистии» должен был дать собственникам участков возможность пользоваться ими в соответствии с категорией и видом разрешенного использования, указанным в ЕГРН. Сами участки должны подпадать под ряд критериев, один из которых – регистрация собственности в ЕГРН до 2016 года.

Одновременно с выходом закона, свою работу по установлению границ лесничеств ускорил Рослесхоз. Это дало понимание, где происходят пересечения, когда участок собственника оказывается на территории лесфонда.

Дело в том, что границы лесничеств вносились по действующим материалам лесоустройства, без учета данных ЕГРН. Как только организация, которая устанавливала границы лесничеств подавала документы в Рослесхоз, они утверждались приказом ведомства. Затем этот огромный объем координат направлялся в Росреестр, для внесения в ЕГРН.

В свою очередь Росреестр изучал документы, и те лесные участки, на которых происходили наложения двух видов земель, просто обрезались ведомством. К примеру, есть дачный участок в шесть соток, часть которого, по материалам Рослесхоза, входит в лесной фонд. Когда дачник получал землю на границе с лесом, в документах указывался  только размер участка, а границы многие вносят только сейчас. Но сама земля в собственности у них была очень давно. Получалось наложение, которое новым законом трактуется в пользу дачников. В итоге, спорную часть земли, например, одну сотку, Росреестр убирал из приказа Рослесхоза.

Все это происходит в автоматическом режиме, при помощи специальных программ. Неучтенными оставались многие нюансы, к примеру, сотка могла входить в охранную зону заповедника. Поэтому все скорректированные границы лесничеств направляются на проверку в органы исполнительной власти. В нашем случае – в министерство природных ресурсов Калужской области.

— Сколько участков с наложением есть у вас в работе?

—  В Калужской области 18 лесничеств, границы которых установлены приказами Рослесхоза, мы проверяем девять. Нами уже проанализированы сведения о 7 200 пересечениях.  Посыл таков: Росреестр «обрезает» участки, но правильно ли это в каждом конкретном случае? Сведения из Государственного лесного реестра не могут быть исключены Росреестром, сделать это может только министерство.

Если «обрезка» сделана ошибочно, сведения о таких участках направляются в Департамент лесного хозяйства по ЦФО для защиты прав Российской Федерации, то есть решение оспаривается в суде. Если  же участок попадает под «лесную амнистию», создается акт об исключении данной площади из Гослесреестра.

— Возможна ли «лесная амнистия» для дачных участков, если они «накладываются» на охранные зоны особо охраняемых природных территорий, к примеру, заповедника «Калужские засеки»?

— В законе «О лесной амнистии» отдельно прописано, что она не распространяется на участки, которые находятся на территории ООПТ. То есть владельцы дач, которые претендуют на участок на охраняемой территории, получат отказ.

Но в законе прописано не только это исключение, еще одно касается земель сельхозназначения. Так, для того, чтобы участок был исключен из Гослесреестра необходимо заключение Россельхознадзора, что, в случае, если собственник владеет такими землями, то и использовать он их должен по сельхозназначению. А не так, чтобы они заросли лесом, а сейчас собственники хотят перевести их в другую категорию земель.

Если обнаруживается, что земли заброшены или используются с нарушениями, спор опять же решает суд.

— Получается, заброшенной земли в Калужской области станет еще меньше.

— Да, особенно если учитывать тенденцию по введению в сельхозоборот как можно большего числа земель. Буквально недавно, 23 мая, Госдума в третьем чтении приняла разработанный Росреестром закон о «лесной амнистии 2.0»,  так что все сведения о состоянии земель, в том числе и нарушения, будут видны в выписке из ЕГРН.

Также из закона теперь исключен запрет на амнистию участков, которые находятся на территории объектов культурного наследия. Ранее к таким землям относились, как к ООПТ. Законодатель решил, что относятся ли эти земли к лесфонду или нет, сами памятники не пострадают. До этого мы также отправляли запрос в управление по охране объектов культурного наследия о состоянии земель.

— Какие еще есть преграды, чтобы завершить процесс «лесной амнистии» к 2026 году, как намечено?

— Во-первых, количество участков. На данный момент это около 20 000. И каждый требует тщательной проверки, ведь речь идет о сокращении лесного фонда Калужской области.  Вторая: нет данных о лесоустройстве в цифровом виде, третья касается раздела ФЗ «О лесной амнистии» о лесных поселках.

На данный момент ни в градостроительном, ни в лесном законодательстве нет определения понятия «лесной поселок». А при работе с Гослесреестром мы используем т.н. таксационные материалы, в которых описан характер лесных выделов, что там расположено, что растет и т.д. Там, где есть лесные поселки, так и указано.

Чтобы включить этот поселок в состав населенного пункта, где он, фактически, и находился всю историю, чтобы его жители могли пользоваться всеми положенными благами, нужно принять постановление губернатора. Но для такого решения нет правовых оснований, только материалы лесоустройства ими не являются. Нужны документы об их создании, которых нет.

Такие поселки появлялись в лесничествах после войны, в 70-е годы. Сначала это была контора и места проживания лесников. А теперь их нужно исключать из лесного фонда. Ведь сейчас зимой жители поселков сами чистят себе дороги. В Калужской области таких поселков 70.

Есть выход вносить изменения в планы территориального планирования, через генплан. Но это долго и не всегда получается, у нас так получилось с тремя. Некоторые жители переводят свои участки в поселках через суд, но проблему инфраструктуры это не решает. Это проблема всеобщая.

— Губернатор в апреле говорил о «балансе», который необходимо соблюдать в решении проблем со спорными территориями в зоне ООПТ. Какой выход предлагают калужские специалисты?

— Существуют лесные участки, которые полностью находятся в зоне особо охраняемых природных территорий, и люди там живут годами, порой, до возникновения ООПТ. К примеру, в Медынском районе это реки. Границы ООПТ до 400 метров в каждую сторону от реки. И в этих границах стоят дома. По закону, они не имели права даже перекрыть крышу.

Но были внесены необходимые изменения в режим охраны данных памятников природы , теперь на этих участках можно прокладывать линейные объекты, т.е., в рамках программы газификации люди могут провести себе газ. Получили они и право на реконструкцию жилья, но новое строительство по-прежнему запрещено.

Кроме того, ведется работа по установлению охранных зон ООПТ. И девять медынских рек с их охранными зонами были включены в этот процесс. Сейчас документы согласовываются на федеральном уровне. То же самое относится к пруду Вырка в Калуге.

Там, где охранные зоны не касаются населенных пунктов, домов, мы устанавливаем охранную зону в 50 метров, в противном случае, чтобы не нарушать права людей – всего пять. Напомним, что, охранные зоны устанавливаются региональными властями с учетом мнения экологов.

Наталья КОНСТАНТИНОВА. Фото министерства природных ресурсов и экологии Калужской области.