быть в тренде 02

Быть в тренде

Победителем регионального этапа конкурса «Я в педагогике нашел свое призвание» в этом году стала учитель русского языка и литературы из 13-й калужской школы Яна Степанова.

В интервью нашему корреспонденту Яна Эдуардовна рассказала «о времени и о себе».

— У вас еще свежи впечатления от прошедших испытаний. Чем запомнилcя конкурс?

— На мой взгляд, все этапы были сложными и интересными. Я бы выделила самопрезентацию как возможность для учителя раскрыться с неожиданной стороны. В своем выступлении я опиралась на стихотворение Евгения Евтушенко «Я разный», обращалась к опыту исторических деятелей и на основе этого показывала свой.

Но более всего запомнился круглый стол с министром образования Александром Сергеевичем Аникеевым. Мы до последнего не знали, в каком формате пройдет финал. Конкурсанты сами формулировали вопросы и ответы. Это было действительно живое общение.

— Этот год проходит в стране под знаком приоритета образования и воспитания. Кого вы считаете своими наставниками и педагогами?

— Я часто вспоминаю своего первого учителя из 45-й школы Елену Александровну Пархоменко. Для меня она стала примером того, как надо любить свою работу. Помню, как-то она дала нам задание нарисовать того, кем мы хотели бы стать. Я изобразила учителя с длинной-длинной указкой. Елена Александровна мне сказала: «Яна, указка должна быть короче, а улыбка – шире».

Эти слова запомнились на всю жизнь, хотя их смысл я поняла только годы спустя.

До сих пор в памяти короткие, но меткие замечания директора Павла Семеновича Свинцова. «Не ссорьтесь, — говорил он нам, — ведь вы же звезды и должны любить друг друга».

На практике в университете я попала к Оксане Владимировне Миловановой, ее опыт общения, система работы с классом меня воодушевляли. Очень рада была, что впоследствии судьба свела меня с ней, и я оказалась в 13-й школе, в которой она является директором. С тех пор вот уже 13 лет здесь.

У нас команда единомышленников. Я называю их своим легионом. Мы работаем плечом к плечу, советуемся друг с другом по любым вопросам.

— Вспомните свой первый урок в школе. Удалось реализовать план?

— Амбиций было много, как у большинства новоиспеченных выпускников педагогического вуза. Я была уверена, что знаю все методические приемы, что вот сейчас я покажу, как надо учить… Но нет, не сработало. Урок не был провальный, но то, что задумала, не получилось.

Первое время я винила детей – они не успевают, отвлекаются. А потом поняла, что я в школе затем, чтобы научить их учиться. Это осознание приходит с опытом.

— Был ли в вашей практике вопрос, которым ученик вас поставил в тупик?

— Был один вопрос, который меня сразил. На первой неделе моего педагогического пути в учительской ко мне подошел крохотный пятиклассник и начал с возмущением выговаривать: «Вы там что у себя – сговорились, что ли? По математике — задача, по английскому надо слова выучить и по русскому тоже. У вас у всех совесть есть?..»

Это было и смешно, и неловко. Я для себя сделала выводы. И с тех пор этот вопрос – «Совесть-то есть?» — стал для меня таким моральным и нравственным камертоном, который показывает, где нельзя переборщить.

— У вас есть рецепт того, как стимулировать к чтению нечитающее поколение?

— Личным примером. Я очень люблю притягивать произведения классики к современности, к частной жизни. Когда мы заходим с личной стороны, появляется интерес. Книга – тот мир, который может дать ответы на вопросы, волнующие наших учеников.

— Как вы отдыхаете?

— Читаю, гуляю и путешествую. Предпочитаю походный отдых. Мы с друзьями выезжаем с палатками в Карелию, к озерам, на Кавказ, в горы, причем на несколько недель. О себе могу сказать, что заряд энергии на год я получаю тогда, когда мы отдыхаем на природе.

— Удается ли вам «выключить школу», выходя из нее?

— Это невозможно. Наверное, в этом специфика нашей профессии. И тот, кто здесь работает, должен это понять и принять. Но должен быть жесткий тайминг, чтобы переключаться на отдых. Отдохнувший педагог – счастливый педагог. Мои ученики тонко чувствуют, с каким настроением я прихожу в школу. Кстати, они способствуют тому, чтобы я «переключалась». Работая в школе, я всегда буду в тренде, в курсе всех молодежных новинок, песен и кинофильмов. Мне кажется, я никогда не постарею. Я люблю свою работу за вечную молодость, за тонус и за возможность сотрудничества с талантливыми людьми.

Фото из архива Яны СТЕПАНОВОЙ.