Причащение музыкой 6 4z4a0353

Причащение музыкой

Только что отшумел по тридцати городам России XXII Пасхальный фестиваль классической музыки и колокольного звона. В Калужской областной филармонии он представил самую яркую и дорогую часть своей программы — симфоническую. За пультом оркестра Мариинского театра стоял сам Валерий Гергиев, инициатор и худрук этого мероприятия.

Традиция пасхальных фестивалей развита в Европе. Самый знаменитый из них, Зальцбургский, основан Гербертом фон Караяном, а фестиваль Гергиева, безусловно, самый масштабный. В этот раз за двадцать четыре дня музыканты и маэстро преодолели на чартерном поезде более 17 000 километров пути.

Валерий Гергиев – художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра, Герой Труда, народный артист России и просто легенда. Нынешний гастрольный марафон совпал с его юбилеем — 2 мая Валерий Абисалович отметил 70-летие.

Меломаны Калуги узнали о дневном концерте накануне вечером, хотя на сайте фестиваля объявление было размещено в конце марта. Естественно, наутро перед филармонией собралась толпа жаждущих билета. Однако концерт был благотворительным, пригласительные по праву получили педагоги музыкальных школ области.

Концерт в Калуге не начался, пока оркестр не отшлифовал программу, – таков перфекционизм его дирижера, ученика Мусина. В каждом городе Гергиев предлагает новую программу. Так, в нашем областном центре были исполнены симфонические картины Лядова, сочинения Дебюсси, Равеля и 7-я симфония Прокофьева.

Первые скрипки оркестра Мариинки – высочайшие профессионалы, заслуженные артисты России. В этом калужане убедились в 2019 году, во время предыдущего визита музыкантов Гергиева в Калугу. В этот раз меломанам повезло еще больше: за первым пультом работал феноменальный Лоренц Настурика-Гершовичи.

Причащение музыкой 4z4a0939

Это поистине человек мира. Он родился и окончил консерваторию в Бухаресте, работал первым концертмейстером Финской национальной оперы, Мюнхенского филармонического оркестра. Калужский гость — первая скрипка Октета солистов филармонических оркестров Берлина, Мюнхена и Вены. Виртуоз выступал с такими выдающимися дирижерами, как Кристиан Тилеманн, Лорин Маазель, Зубин Мета.

В 2013-м Настурика-Гершовичи возглавил Страдивари-ансамбль Мариинского театра. С того же времени он в специальных случаях исполняет партию первой скрипки в симфонических произведениях.

Легендарный скрипач сотрудничает с Гергиевым со времен Мюнхена: «Что мне нравится, так это то, что он работает на высоких темпах. Того же требует и от оркестра. Быстрее думать, быстрее учиться. Когда с ним находишься на сцене, чувствуешь его энергетику».

В Калугу виртуоз приехал с инструментом работы Страдивари (1732 г.), на котором в свое время играл молодой Яков Хейфец. Музыка для таких людей – смысл жизни и священнодействие, и его нарушение недопустимо. С каким недоумением оглянулся Лоренц на зал, где прозвучал звук мобильника. Музыкант с большим шармом принял белые розы от поклонницы, можно сказать, он увез приз зрительских симпатий.

Об игре коллективов, руководимых Гергиевым, много написано, но не передать впечатление прозрачности горного хрусталя, когда внятны все ноты, написанные гениями, каждый звук отчетлив и жив. Музыка Гергиева — горящий кристалл.

Светлая и мятежная музыка 7-й симфонии Прокофьева была прочитана музыкантами как итог жизни композитора. Впервые сочинение было исполнено в 1952 году, а в 1957-м, спустя четыре года после смерти Прокофьева, симфония была удостоена Ленинской премии.

Особый ажиотаж в зале вызвал бис – симфоническая картина Лядова «Баба-Яга». «О, наша школьная программа», — оживились педагоги. В поговорку вошли тонкость и точность исполнения, которой добивается Гергиев от каждого из почти девяноста оркестрантов легким мановением пальца и коротенькой дирижерской палочки. Так оно было и в Калуге.

Фестиваль окончился, а с 22 мая своих поклонников ждет «Мир гитары», собравший для вас букет ярких музыкантов из пятнадцати стран.

Фото предоставлены пресс-службой Пасхального фестиваля.