Вы еще не были на спектакле Калужской драмы «Вечно живые»? Искренне завидую, вам предстоит встреча с чудом. Седьмого мая журавли снова пролетят над сценой, как на премьере в ноябре.

Автор постановки – московский режиссер, актриса, педагог, заслуженная артистка РФ Мария Федосова, ученица Николая Губенко. С 1999 года она работает в театре «Содружество актеров Таганки», сыграла там фееричные и глубокие характеры героинь классического репертуара. В кино вы можете помнить ее по фильмам «Все смотрят на тебя», «Дубровский», «УГРО. Простые парни».

Потом актриса приобрела профессию режиссера, училась в лаборатории Анатолия Васильева при театре «Школа драматического искусства».

Любимый учитель Марии Федосовой – Николай Губенко — человек-эпоха, советский и российский актер театра и кино, кинорежиссер и сценарист; народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР.

Губенко — последний министр культуры СССР, депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации (1995 — 2003). Он много работал в театре и кино, пропуск в бессмертие ему выдали роли в фильмах «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») и «Они сражались за Родину».

За Победу! 06

Мы расспросили его ученицу, как удалось из дня сегодняшнего коснуться героев прошлого.

— Мария, какой след в вашей личности, профессиональном пути оставил Губенко?

— Николай Николаевич – дорогой, очень знаковый для меня человек в жизни. Глубина его позволяла давать самому себе критические оценки. Он считал себя больше кинорежиссером, чем театральным.

Но волею судьбы по просьбе огромного количества людей, когда Театр на Таганке делился, он вынужден был заняться и этим тоже. Он всегда с уважением говорил о Любимове как о своем театральном учителе. Своим учителем в режиссуре он считал Герасимова.

Когда я занялась режиссурой, то стала понимать Губенко как художника гораздо больше. Я увидела, как внятно но доносит свои мысли до зрителя. Он привык, что в кино, даже на эпизодах, у него играют огромные артисты. Он дает им задачу, и они ее раскручивают.

Губенко не разжевывал, он не был режиссером-педагогом, он был режиссером-постановщиком. Для артистов, которые не умеют работать самостоятельно, не умеют считывать краткий режиссерский язык, он был труден. Девятого мая будем снова играть его спектакль «Четыре тоста за победу».

— Хороший человек — это профессия?

— Нет, это огромный Божий дар. Это талант быть глубоким, добрым. Такие люди, если они собирают вокруг себя других людей, которые имеют в себе силы что-то создать, то это огромное счастье.

— На спектакле «Вечно живые» зрители плакали, рыдали, и не только ваш собеседник.

— У меня не было цели «выжать слезу».

— Вы сделали лично всех касающееся произведение и вывели к катарсису через показ в финале гениальных скульптур Мухиной. Вы просили артистов вспомнить, где воевали и погибли их дедушки, прадеды?

— Это вечная тема мамаши Кураж. Я не призывала артистов вспоминать бабушек и дедушек, я призывала их понять, что все это очень близко. Это сегодняшние темы. Мы шли не «оттуда», а «отсюда».

В связи с Николаем Николаевичем для меня тема Великой

Отечественной любимая, святая. Мы были в этой культуре, когда росли в этом театре. Еще десять лет назад над ним смеялись откровенно. Сегодня он стал нужен… Человек не отступил ни на пядь. Он как имел свое мнение о стране, о разрушенном Советском Союзе, таковым оно и осталось.

— Как пришла идея вставить в финале снимки скульптур Мухиной?

— Как рождается художник? Через страдания, через потери. Почему семнадцатилетняя героиня такая эгоистичная вначале? Она готовится к поступлению в вуз, заниматься искусством! Потом начинается путь изменения героини. Отсюда возникло решение декорации как огромной мастерской.

Советский Союз был мастерской для выковывания нового человека, нового героя. Они с радостью отдавали жизни за будущее страны. Настоящий художник рождается, когда героиня проходит все эти пути.

— Как на вашей семье отразилась Великая война?

— По маминой линии дедушка, Николай Дмитриевич Драгун, был военным, и он создал миномет «Василек». Он много раз подавал рапорт, чтобы его отпустили на фронт, каждый раз получал отказ. Со стороны отца дедушка был машинистом на железной дороге, там и работал всю войну.

— Сегодня совсем иначе звучит реплика Розова: «Что, воевать должны только дураки?» Зал просто замер.

— Да, «всех умных забронируют», считал Марк.

— Розов – загадка. Есть гении — Шекспир, Чехов. У Розова есть глубочайшая сценичность действа.

— Розов – советский гений. Когда я перечитывала пьесу «Вечно живые», то поразилась ее совершенству. И как же не гений, когда он предвидел ход войны? Когда он писал третий акт, никакого перехода военных действий на территорию противника еще не было. Какими были его вера, предчувствие Победы! А до Победы в тот момент еще полтора адских года!

…Надеемся на новые встречи с мыслью и чувством Марии Федосовой на калужской сцене. Вспомните жертвы ваших дедушек и бабушек на спектакле о Великой Победе.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.