Разве такое бывает? Приходите в ИКЦ на выставку художника Татьяны Овчинниковой «Игры интроверта». Выпускница Абрамцевского художественно-промышленного училища сшила объекты, которые куклами не назовешь, хоть они мягкие, лоскутные. Забавные, лукавые, эротичные персонажи.
Довело дипломированного скульптора, члена Творческого союза художников России до жизни такой отсутствие Худфонда. Раньше Татьяна долгое время занималась графикой, работала с камнем, пока не переехала в Пермь. Там из-за отсутствия производственной базы ей пришлось заняться любимым с детства делом – шить куклы.
Автор создает их с 1977 года. Ткань всегда была под рукой: кусочки разных ситцев, доставшихся еще по наследству от бабушки, стеллажи собственной квартиры и неисчерпаемые развалы секонд-хендов…Ткань привлекла Татьяну невероятными пластическими возможностями, богатством цвета и фактуры.
Родители Татьяны — художники, работающие с камнем (скульптура малых форм, в основном анималистика). Может, поэтому фигурки животных у Татьяны не менее выразительны, чем фигуры людей. Она еще и дизайнер широкого профиля. Ей одинаково интересно рисовать, создавать предметы дизайна, красить мебель, забивать гвозди, сажать цветы. «А вообще, шить кукол — милое занятие, чтобы скоротать долгие зимние вечера: тепло, музыка, ворох красивых тряпок», — говорит художница.
Любая большая любовь – родом из детства. Татьяне не нравились пластмассовые куклы из магазина: «они казались неживыми, жесткими, как дрова. Поэтому первую свою куклу я сшила, как только доросла до умения вдеть нитку в иголку. Впрочем, еще до этого я рисовала бумажных кукол-выстригушек с ворохом нарядов. Мастерила и картонные марионетки, и замки из коробок.
А уж как только научилась шить, наделала множество всевозможных красавиц и чудовищ! Были у меня разные звери, жуки, драконы, даже кукла Гитлер! А еще из старых носок и чулок — такие тряпичные морды, которые надеваются на руку: они умеют открывать рот и гримасничать. В эти самодельные игрушки мы играли с младшим братишкой: он исполнял роли чудовищ, а я, естественно, красавиц».
Татьяна Овчинникова называет себя «тряпичницей в третьем поколении». В ее семье дамы сами шили и вязали сказочно красивые платья. Текстиль привлекает художницу пластическими возможностями, богатством цвета и фактуры. Берет она ткани из бабушкиных запасов, в секонд-хендах, подкрашивает. Использует только натуральные ткани и трикотаж.
Автор сначала делает набросок, потом рисунок в натуральную величину, который разбивается на детали-выкройки. Затем подбираются ткани, все выкраивается, сшивается, вставляется каркас, набивается, монтируется.
Есть тонкость — художник-кукольник должен хорошо знать анатомию человека. Тогда легко менять пропорции куклы, подчеркивая грациозность или массивность персонажа. Художница стремится передать в кукле впечатление от танца, движения, жеста.
Успейте до 14 мая оценить дам в кринолинах, амазонок на конях, влюбленных, циркачей – целый лоскутный мирок.
Фото Игоря РУЛЁВА.
Комментарии
Больше по теме
Стариков тут не было
Был здесь Пушкин?
Помощь сказочному лесу