первая 01

Под знаком вопроса

В этом году финальная часть регионального конкурса «Учитель года» прошла необычно. Никто из участников не знал заранее о форме задания. Таким образом, были исключены домашние заготовки.

В Год наставника и педагога организаторы конкурса профмастерства «Я в педагогике нашел свое призвание» решили превратить финал в состязание, состоящее из вопросов и ответов. Министр образования и науки Александр Аникеев объяснил причину новшества стремлением уйти от формализма, использования участниками специфической педагогической лексики и желанием видеть личность учителя и его жизненную позицию.

По словам министра, они специально не информировали членов жюри и районные управления образования о том, как будет построено испытание.

— В современных условиях особое значение приобретают эвристические способности самих учителей, умение не только отвечать, но и ставить такие вопросы, которые заставят детей размышлять, — пояснил глава минобра, — поэтому мы хотели посмотреть, как эти способности сформированы у финалистов.

Министр заинтриговал присутствовавших обещанием вручить специальный приз автору самого интересного вопроса.

В финал вышли 15 человек. В номинациях определяли лучших: учителя, молодого педагога, педагога-психолога, мастера производственного обучения, педагога дополнительного образования и воспитателя.

Прозвучавшие вопросы касались самых разных тем. «Что важнее – сохранить ребенка в душе или взрастить сильную личность?», «Как совмещать должность советника директора по воспитанию с преподаванием своей дисциплины без ущерба для дела?», «Тьютор и наставник – это одно и то же или нет?».

Один из вопросов был о карьере в образовании: должен ли учитель стремиться к тому, чтобы стать министром образования? Руководитель областного министерства, который сам некогда работал школьным учителем, вступил в дискуссию и высказался за то, чтобы этот вопрос каждый решал для себя сам. Здесь нет четких установок: для административной работы необязательно обладать большим педстажем, но в то же время молодой учитель вполне может ставить перед собой амбициозную задачу дорасти до управленца.

Вопрос о том, как относиться к предложению придать педагогу статус госслужащего, задел всех присутствовавших за живое. Понятно стремление авторов идеи тем самым повысить уровень заработной платы наших наставников, однако результат в этом случае вряд ли обрадует профессионала. Что может быть хуже учителя-чиновника?..

Наиболее интересным, с точки зрения министра, был признан вопрос о конструктивном использовании в обучении нейросетей. Его автор припомнил нашумевший случай, когда студент с помощью чат-бота за сутки написал дипломную работу. Ситуация стала вызовом всему учительскому сообществу, так как поставила под сомнение весь процесс обучения и контроля знаний.

Ответ учителя истории и обществознания Михаила Типишкина был примечателен тем, что он предложил использовать искусственный интеллект для выполнения творческого задания – например, сгенерировать … диалог с исторической личностью и тем самым заинтересовать ученика для дальнейшего обучения. Михаил также был признан автором лучшего вопроса о рисках перехода на семейное обучение.

Участникам конкурса новый формат понравился, хотя заставил поволноваться. Они отметили, что почувствовали себя в роли учеников, которые не ожидали, что им придется отвечать домашнее задание.

По итогам конкурса были определены победители. В номинации «Лучший учитель» набрала наибольшее количество баллов учитель русского языка и литературы школы № 13 в Калуге Яна Степанова. «Лучшим воспитателем» стала Марина Яровая из детского сада № 80 «Медвежонок».

Также в номинации «Лучший молодой учитель» одержал победу Михаил Типишкин из Мятлевской школы. А «Лучшим педагогом дополнительного образования» стала Лариса Потапкина из Жиздринского района. Помимо этого, среди педагогов-психологов набрала большее количество баллов в испытаниях Наталья Назарова из Барятинского района.

Министр образования и науки Александр Аникеев подарил авторам наиболее интересных вопросов и ответов памятные подарки.

Фото Игоря РУЛЁВА.