Без Имени 1

Любовь к небу – это навсегда

В год 100-летия гражданской авиации продолжаем рассказывать о судьбах тех, кто делал Калугу крылатой.

Если написать биографическую книгу о Сергее Болтунове, в ней, пожалуй, были бы три большие главы, но в названии каждой обязательно встречалось бы слово «небо». Ведь вся жизнь Сергея Ивановича связана с ним. Сначала мечтал, потом летал, теперь продолжает любить.

Хотя, казалось бы, откуда у мальчишки из деревеньки под Малоярославцем эта тяга к воздушному океану?.. Оказывается, дело в Сане Григорьеве – главном герое романа «Два капитана». Книга Вениамина Каверина была любимой.

«Я, наверное, класса с пятого мечтал быть летчиком, – вспоминает Сергей Болтунов. – Пробовал поступить в летное сразу после школы, но не прошел. Потом забрали в армию».

Без Имени 2

Попал Сергей в отдельный мотострелковый батальон особого назначения, сегодня известный как отряд спецназа «Русь». Элита внутренних войск и тогда, и сейчас. Воинскую присягу принимал в Александровском саду у Могилы Неизвестного Солдата. Во время Олимпиады–80 участвовал в охране общественного порядка. Без учебки получил звание сержанта. С таким послужным списком, выбери Сергей Болтунов эту стезю, мог бы, наверное, дослужиться до полковника. Но за два года в армейских сапогах детская мечта о небе не улетучилась.

«Демобилизовавшись, поехал в Саратовскую область – поступать в Краснокутское летное училище гражданской авиации. Конкурс был огромный. Но так как я был после армии, это давало преференции. Поступил и окончил с красным дипломом», – рассказывает Сергей Иванович.

Курсантские годы он вспоминает с любовью и теплотой. Помнит многих преподавателей. И как азбука Морзе все никак ему не давалась, тоже помнит. Со многими однокашниками и сейчас поддерживает связь, благо теперь есть соцсети. Кто-то из них до сих пор в боевом строю, летает или учит летать других.

«После окончания летного училища, казалось, весь Советский Союз был перед нами: выбирай любой аэродром. А я попросился в Калугу. Потому что еще во время школьного выпускного директор, вручая нам аттестаты, сказал, что жить и работать надо всегда стараться на благо родной земли, не искать счастья за тридевять земель. Те слова запали в душу. И после «летки» вернулся в Калужскую область», – говорит Сергей Иванович.

Без Имени 3

На дворе был 1984 год, еще расцвет советской гражданской авиации. Вчерашний курсант, а ныне второй пилот Сергей Болтунов полон надежд и планов. Небо – вот оно, рядом, только садись в кабину и лети к нему навстречу.

«У летчиков Калужского объединенного авиаотряда тогда было много работы, – вспоминает Сергей Иванович. – И грузы возили, и пассажиров доставляли, и авиационно-химическую обработку полей проводили, и аэрофотосъемку делали, и врачам помогали на санавиации, и ЛЭП обслуживали, и с сотрудниками ГАИ летали… Не было ни дня без полетов.

По области тогда летали на Ан-2. Для меня – лучшем самолете всех времен и народов! Уникальная машина, равной которой не было и нет. Только с этим самолетом важно было сродниться, почувствовать его всем нутром, подружиться, понять. И тогда он отвечал тебе взаимностью.

Кто-то из моих товарищей по училищу в те годы бороздил небо на могучих Илах или реактивных «Тушках». Но разве такой полет мог сравниться с моими?.. Там ведь кнопку нажал, автопилот включился – неинтересно. А мы на небольших высотах могли полюбоваться неспешным восходом солнца над горизонтом, разглядеть красоту цветущих садов, зеленеющих в начале весны полей, кроны качающихся под ветром деревьев. Только на самолетах малой авиации открывалась вся эта красота. И казалось, небо можно руками обнять, только раскинь их в стороны».

Болтунов 01

Но были в летной биографии Сергея Болтунова и форс-мажоры. Пару раз на грани жизни и смерти. Как, например, рейс Орел – Курск – Калуга, во время которого вышла из строя важная деталь двигателя. Разобрались в этом уже после посадки. А когда поняли, что могло произойти, покрылись холодным потом… Или вспомнить обработку полей в Смоленской области. Она могла остаться рядовым вылетом, если бы не стая птиц, резко поднявшаяся в небо в тот миг, когда самолет набирал высоту над кромкой леса. Спасла только молниеносная реакция пилотов…

Но небо все равно манило, звало, притягивало. Хотелось быть к нему ближе. Влюбленный в него Сергей, однако, сумел разглядеть и Татьяну. Миловидная девушка с длинной светлой косой работала тоже в аэропорту. Поженились. Родились сын и дочь.

«Если бы не развал страны, летал бы до последнего, пока не списали», – говорит Сергей Иванович. Но в первой половине 90-х малая гражданская авиация начала уходить в пике. «Если раньше саннорма налетов за год для пилотов в малой авиации была 900 часов в год, то перед закрытием Калужского аэропорта у летчиков еле-еле наскребалось 64 часа полетов. За год!».

Без Имени 4

И Сергей Болтунов, как и многие пилоты и штурманы в те годы, что называется, сложил крылья. Но не опустил руки. Он и сегодня старается работать на благо родной земли, следуя словам директора своей школы. Например, как зампредседателя Калужского областного отделения ветеранов «Боевое братство» сделал многое для увековечения памяти воинов-интернационалистов в Малоярославце, Мосальске, Перемышле, Калуге. Занимается патриотическим воспитанием молодежи.

Но есть у летчика еще одна мечта – установить памятник всем авиаторам Калужского объединенного авиаотряда, среди которых было действительно немало первоклассных асов. «А небо?.. Я его любил, люблю и буду любить. Оно ведь всегда надо мною», – говорит Сергей Иванович.

Фото Игоря РУЛЁВА и из личного архива С.И. БОЛТУНОВА.