1950 е Дзержинского 78

1950-е Дзержинского, 78

НКВД или кафе…

Историю дома по адресу: Дзержинского, 74, мне поведала калужанка, которая живет рядом с этим домом.

Дом по улице Благовещенской появился здесь в начале прошлого века как купеческая постройка. Увы, кому это мрачное трехэтажное здание принадлежало, мне неизвестно. Как неизвестно, когда во дворе появилась двухэтажная пристройка, в результате чего дом получил п-образный вид.

В 1918 году в этом здании находился 10-й Рипинский пограничный полк. С 1924-го на улице Кольцова в доме 74 поселился недавно созданный губернский отдел ГПУ и НКВД.

Рядом стоит двухэтажный деревянный дом с каменным первым этажом. В нем живет моя рассказчица Галина. В здании по современной Дзержинского, 72, до революции жила ее тетка Дуся, которая прислуживала богатому купцу. После революции ей выделили в этом доме комнатку. Она рассказывала, что на первом этаже «красного» дома № 74 были кабинеты начальства НКВД, далее его огибает двор, там были допросные и подвал. Охрана НКВД жила как раз в доме рядом. Галина рассказала, что на чердаке они как-то нашли блокнот, где карандашом было написано: «Иванов — расстрелян; Сидоров — расстрелян…»

В 1936 году оба дома по Дзержинского были поставлены на баланс железнодорожного НГЧ-20, поэтому в современных документах эти здания значатся 1936-го года постройки. НКВД оставался в «мрачной» трехэтажке до войны. В 1941 году переехал в дом, который не сохранился. Угловой на Московской — Кирова, в 1956-м там выросло новое здание, в народе прозванное домом с башенкой.

Фото А. Климова

Во время оккупации в 74-м доме немцы устроили гестапо. Опять же «темные» пятна… Больше об этом ничего не известно. Гестапо в Калуге не было, скорее всего, так калужане по незнанию распространяли слухи. Немцы в этом доме квартировались — это факт, остальное унесла история.

После войны здание отремонтировали и перестроили, сделали жилым. Начали выдавать квартиры, но не простым калужанам, а по наследству работникам МВД.

Всем современным калужанам известно кафе, которое занимает первый этаж. Там была квартира, и принадлежала она Валкиным, сотрудникам министерства внутренних дел.

Среди других жителей дома, работников МВД: Мурлян, Михловы, Пятницины, Ивановы.

Во дворе был подвал, вход — в виде арки. Моя собеседница Галина вспоминает, как детьми они там играли, лазили. Подвал был затоплен. Воды было настолько много, что ребята на плотах из бревен плавали. Взрослые детишек пугали, мол, там кости, черепа. Но таких страшных находок не было. В конце пятидесятых воду откачали, арку заложили и сделали квартиру.

Напротив, по улице Дзержинского, были частные дома. Галина рассказывает: «По нашей стороне тоже частные дома. А еще был дом, я его почему-то помню как дом с балконом, там была богадельня, где частенько дышали воздухом старенькие бабушки. Мостовая была булыжная, где-то до 1960 года. Я ходила в школу на углу с Луначарской. Мы ее называли «помеченной», потому что и эту школу «пометил» Циолковский, преподавая там. Ходили в «Барский», стояли в очереди за крупой, сахаром.

Напротив магазина, где Дом профсоюзов, был красивый домик с аптекой, еще, конечно, мы бегали в аптеку на Кирова смотреть пиявок в банках. С бабушкой ходили в церковь Николо-Козинскую. Несмотря на наше коммунистическое прошлое, никто не боялся, не прятался, ходили безбоязненно».

Кстати, в конце семидесятых — в начале восьмидесятых дом НКВД с двухметровыми стенами хотели снести. Но сделали расчеты и поняли, что девятиэтажка напротив просто рухнет.

На этом я поблагодарил Галину за сведения и раскланялся.

Дальнейшая судьба и так известна. Дом по Дзержинского, 74, по-прежнему жилой, небольшие изменения произошли в 2009 году. На первом этаже открылось известное в городе кафе. До встречи!

Фото А. КЛИМОВА.