Линия и форма
Экспозиция «Пластика и графика» проходит в Выставочном зале Союза художников. Ягуары, сказочные рыбы, облака и моря – ее герои. Сюжеты отражают все грани человеческого существования – от поэтического порыва до посадки картошки.
Малая пластика, скульптура малых форм — самый распространенный, популярный вид искусства скульптуры. Мелкая пластика зародилась еще в каменном веке, ее находят при раскопках самых древних поселений. Их делали из глины, дерева, кости, камня. На выставке представлены почти все эти материалы.
Скульптор Сергей Лопухов будто заставил течь мрамор, так гибки формы его абстрактных и фигуративных работ. Деревянные скульптуры Евгения Столярова, автора иконостаса Троицкого собора, — целый зоопарк. Инженер, резчик-самоучка с сорокалетним стажем, Владимир Мялькин представил женские образы. Он рассказал об обширной географии сбора материала для скульптур.
— Камень для постамента скульпторы «На море» — с севера Франции, из Гавра, дочь привезла. Здесь есть работы из древесины облепихи, она хороша тем, что не трескается.
С отдыха на Крите привез полено, комель оливы. Из Черногории — тоже полено. Из Анапы — три полена: можжевельник, тую и дикую оливу. «Мадонна» вырезана из комля клена. Чем плотнее и тверже дерево, тем лучше для исполнения таких небольших скульптур.
Режу и из красного дерева. Однажды толстую доску из него мы с другом нашли в Калуге на строительных лесах! В СССР ее было достаточно, из этой породы делали шпон для фанеровки мебели, пианино. Древесина сложная для работы, волокна идут по двум диагоналям.
Сушить дерево нужно минимум два года, в коре, защитив торцы краской или парафином, чтобы не образовывались трещины. Бывает, материал двадцать пять лет лежит. Перед резкой делаю только один схематичный набросок, вся работа – в голове. Как говорил известный калужский скульптор Владимир Чупрун, начинаешь просто резать, и форма выходит из заготовки сама.
… Графика экспозиции вовсе не монотонна. Будто шуршит плотными разноцветными листьями «Бегония» Галины Мурзаевой. Калуга в фотографических экспериментах Владимира Арепьева выглядит таинственной и величавой. Пастели сумеречных зимних двориков Виктории Харченко теплы, тонки по цвету и настроению.
Офорты Александра Шубина словно переносят в эпоху Дюрера. Юрий Шеров остроумно и сочувственно подмечает малейшие детали персонажей своих работ-рассказов. Павел Вольфсон отразил такие разные, но одинаково чистые и праздничные лики зимы.
Эта выставка будет интересна и взрослым, и малышам, и искушенному зрителю, и новичкам. Вход свободный!
Фото автора и Лидии ГАПОНОВОЙ.