Время Тартюфа 2

Век Тартюфа

В Калужской драме студенты ГИТИСа продолжили представлять свои дипломные работы. «Тартюф» господина Мольера собрал аншлаговый зал. Юность высмеивала ханжество и преступную наивность, желание «сильной руки».

Режиссер-постановщик спектакля — Татьяна Морозова, дочь руководителя мастерской Бориса Морозова. В 2003 году окончила ГИТИС, курс отца,  и играла в его учебной постановке  «Тартюфа» Дорину.  Морозовых-режиссеров образовалась целая династия. Дядя Татьяны — главный режиссер Белгородской драмы имени Щепкина, ее брат — главный режиссер петербургского Театра на Литейном.

Художники-постановщики

Василиса Кутузова и Микеля Шмаевич изящно обошли скромный бюджет учебной постановки. Из декораций – двери, как символ выбора, и знаменитый стол, на котором Тартюф активно пытается обольстить хозяйку дома. Конечно, обошлись современными костюмами без париков и золотых каблуков. Ведь сюжет, увы, вечный.

Композитор, народный артист РФ Григорий Гоберник насытил спектакль легкой музыкой, подчеркнувшей воздушность текста. И этот текст, конечно, был главным героем постановки.

Студенты прекрасно освоили поэтический язык, а он нынче, чем дальше, тем больше является камнем преткновения для артистов. Паузы, темп как по метроному, живость и подъем – комедия получилась поистине молодежная.

Оргон в исполнении Владимира Плетнева, Тартюф Никиты Мазина да и весь юный актерский ансамбль сорвали аплодисменты. Мольеру — 400 лет, а его пьесы «живее всех живых». Комедию «Тартюф, или Обманщик» он написал в 1664 году. Имя злодея, ставшее нарицательным, автор произвел от итальянского «tartufo» — «гриб, дурной человек».

Сюжет комедии столь жуток, что Кафка отдыхает. На человека, живущего в счастье и достатке, находит помрачение, и он попадает под морок нищего прощелыги.

Пьеса о лицемере принесла Мольеру большие неприятности и стоила придворной карьеры. Тартюф был в первой версии комедии духовным лицом! При самодержавии за это не только осудить, но и засудить могли. Гнетущая атмосфера религиозного шантажа детально описана Михаилом Булгаковым в «Кабале святош» и «Жизни господина де Мольера».

Мольер высоко метил, выведя в лице Тартюфа члена «Общества Святых Даров».  Организацию поддерживали Анна Австрийская и первый президент парламента Ламуаньон. Эта религиозная и политическая секта объявила охоту на любое свободомыслие. И Тартюф – ее шпион!

Служанка Дорина выступила как персонаж-гид, альтер эго автора. Именно в ее уста вложены слова самого Мольера о Тартюфе — «одно лишь лицемерье», «он сделал ханжество источником наживы». В пьесе мужчины пасуют перед подлостью, разоблачили ее лишь заговор женщин, хитроумие Эльмиры.

В финале спектакля Тартюф изобличен и повержен, семья Оргона спасена, но только благодаря чудесному вмешательству короля, под которым подразумевался Людовик XIV.

В описанной ситуации удивляет не Тартюф, разинувший рот на чужую собственность и жену, поражает Оргон, преподносящий ему все это с восторгом «на блюдечке с голубой каемочкой».

Публика покатывалась от смеха, наблюдая, как Оргон отдает жулику имение, дочь и жену. «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Вспомните, как один Тартюф сказал, что общество погрязло в пороках, велел бороться с привилегиями и пьянством, и в результате оргоны потеряли родину и ренту. Затем другой Тартюф призвал «выбирать сердцем», отняв у оргонов сбережения трех поколений, пенсию и больничный.

Сегодня Тартюф, «поперек себя шире», угостит вас во время поста в приемный день черными сухариками. И тут же объегорит, обманет, не оплатит заказ. А Гитлер, король тартюфов,  вообще был вегетарианцем! Сегодня «в телевизоре» мозги по стенкам летят, «снежные» дорожки на столах раскатывают, промискуитет правит бал, а тартюфы предостерегают нас о вреде… курения.

Почему же Оргон такой дурак? Эрих Фромм попытался раскрыть феномен его слепоты в сочинении «Бегство от свободы». На примере победы фашизма в одной из культурнейших стран мира он показал, как опасно ждать «избавленья» от «бога, царя и героя». Он проследил, как авторитарный тип личности, то есть физически и морально бессильный человек, может победить лишь в больном обществе, ждущем «манны небесной».

Впрочем, необязательно читать такие ученые трактаты, чтобы раскусить феномен Тартюфа. Гофман написал сказку про Крошку Цахеса, Достоевский — повесть про Фому Опискина, Салтыков-Щедрин — роман про Иудушку Головлева… Все эти персонажи – родные братья, «мерзость запустения», поставленная наивными оргонами на «место святое».

Спасибо юным актерам за актуальное напоминание о бдительности! Тридцать первого марта драмтеатр приглашает зрителей на похождения другого жулика, остроумного и безобидного, — Остапа Бендера. Все на «Золотого теленка»!

Фото автора.