shar

Обнимая земной шар

Знаете ли вы, что Калужская метеорологическая станция – одна из старейших в стране?.. А ведь калужане стали фиксировать погодные явления еще в 1843 году – 180 лет назад! Сохранившиеся архивные документы доказывают, что именно в это время проводились самые ранние инструментальные наблюдения за погодой в Калуге.

И делали это ученики губернской гимназии под руководством старшего учителя математики и физики В.М. Муромцева. Три раза в сутки гимназисты наблюдали за атмосферным давлением, температурой воздуха, направлением и скоростью ветра.

Свои наблюдения отсылали для проверки в Главную физическую обсерваторию в Санкт-Петербург. В 1852 году за заслуги по изучению климата коллежский советник Муромцев Императорской академией наук был удостоен звания корреспондента Главной физической обсерватории.

В истории Калужской метеостанции есть и еще одно имя из народа и еще одна памятная дата: 13 января 1875 г. к академику Адольфу Купферу (большой величине в метеорологической науке) обратился в письме калужанин Иван Иванович Ченцов. К посланию он приложил результаты своих наблюдений за формой кучевых облаков с марта по сентябрь 1864 года. Академик Купфер просил Ченцова продолжать наблюдения и сообщать ему о результатах.

Эти факты свидетельствуют: жители Калуги, увлеченные погодой и ее проявлениями, имеют очень близкое отношение к становлению и формированию в нашей стране метеорологической службы.

pronicheva

…А когда-то девочка Таня, известная теперь многим калужанам как заслуженный метеоролог России Татьяна Владимировна Инкина, наивно верила: прогнозы погоды сочиняют на радио. В старших классах, мечтая для себя о какой-то необычной профессии, девушка увидела в справочнике абитуриента сведения о Ленинградском гидрометеорологическом институте. И подумала: метеоролог – это для нее. Романтично, необычно, красиво.

Сейчас, с высоты отданных этой профессии лет, Татьяна Владимировна по-прежнему считает: метеорология – это романтично и необычно.

– Это сейчас синоптические карты составляют с помощью компьютеров. А раньше все вручную делалось, – вспоминает Татьяна Инкина. – Радист слушал информацию, передаваемую от разных метеостанций азбукой Морзе, переводил данные в буквы и цифры. Затем, макая перо в тушь, уже метеоролог наносил специальные знаки и символы на синоптическую карту. Это столько времени занимало!.. Потом из Гидрометцентра начали присылать карты уже с нанесенными метеоданными. Для их распечатки на фототелетайпах использовалась электрохимическая бумага. И мы получали молоко за их обработку, так как в сыром виде они излучали вредные вещества.

Нынешним наблюдателям, конечно, легче, чем их предшественникам в середине прошлого века. Некоторые данные получают опять же с помощью умных компьютеров. Например, скорость ветра и его направление. Прежде метеорологам приходилось восемь раз в сутки через каждые три часа в любую погоду выходить на улицу, стоя под флюгером, фиксировать результаты наблюдений.

– Хотя некоторые приборы, которые использовались и два века назад, продолжают служить метеорологии верой и правдой. К примеру, гигрометр, которым измеряют влажность воздуха, – рассказывает Татьяна Владимировна. – В нем, кстати, несмотря на другие современные приборы – измерители влажности воздуха, используют женский волос. Причем волос именно натуральной блондинки, потому что он лучше всего реагирует на изменение влажности. Отсюда и тот факт, о котором знает любая женщина: у блондинок в сырую погоду прическа портится быстрее, чем у брюнетки или шатенки. Или еще пример: на всех метеостанциях с давних времен основным измерителем атмосферного давления служит ртутный барометр, сконструированный Торричелли еще в 1643 году.

За столетия многие элементы погоды научились регистрировать более точными и современными средствами измерений. Передовые технологии позволяют ускорять сбор информации, что в дальнейшем улучшает качество прогнозирования. Но есть одно явление погоды, которое по-прежнему наблюдают только визуально. И показатель этот важный, серьезно влияющий на синоптический прогноз. Речь о форме облаков, которую нельзя измерить инструментально, а можно только посмотреть. Поэтому, как и десятки лет назад, сотрудники метеостанций ежедневно устремляют взгляды в небо.

– Психологи считают, что синоптик – это больше мужская профессия. Мол, мужчины способны принимать быстрые и правильные решения. Хотя большинство в гидрометслужбе – женщины: и метеорологи, и синоптики, и представительницы других специальностей. Но у нас, женщин, есть другие качества, которые тоже очень важны в метеорологии. Это развитая интуиция, логика и особенная женская терпеливость, – рассуждает Татьяна Инкина. – Наша работа зачастую неблагодарная, эмоционально напряженная. Чего стоят ночные дежурства, служба в праздники и выходные. И потому остаются в ней только по-настоящему преданные, влюбленные в свою профессию люди.

Татьяна Владимировна с огромной теплотой и благодарностью вспоминает своих учителей. Говорит, не уверена, что сама смогла отдать столько своим ученикам, сколько получила когда-то от Валентины Проничевой.

inkinailetchiki

– Характер у нее был нордический. Любительница элегантной одежды, Валентина Николаевна всегда выглядела с иголочки. Но нас, своих подчиненных, держала в ежовых рукавицах, – смеясь, вспоминает Татьяна Инкина. – Могла и в кабинете запереть, пока не выучишь правила из строгих наставлений, чтобы потом не исправлять наши непоправимые ошибки.

Добрым словом Татьяна Инкина вспоминает и свою работу в Калужском аэропорту. И как преподавала авиационную метеорологию в КАЛТУ и учебном центре в Воротынске. Как вставала в четыре утра, чтобы дать прогноз во время международных соревнований воздухоплавателей, которые проходили в Калуге… Многое было за 40 с лишним лет на службе ее величеству метеорологии.

– Но я очень люблю свою профессию, – говорит Татьяна Инкина. – Работа синоптика дает возможность обнять земной шар руками. Потому что, решая прогностические задачи, ты обозреваешь огромные территории. Те же циклоны из Туманного Альбиона или из северных широт Атлантики иногда прибегают в нашу Калужскую область всего за пару суток. И все в атмосфере живое, все движется. Любой атмосферный вихрь, как организм, который поворачивается к нам то одним своим боком, то другим, словно приглашает познакомиться поближе. И надо понять его характер, его «внутренний мир». Согласитесь, это просто удивительно и очень интересно!

И в то же время синоптическая метеорология – наука прикладная. Пожалуй, нет ни одной отрасли в экономике, которая в той или иной степени не пользовалась бы услугами метеорологов. Сельское хозяйство, авиация, ЖКХ, дорожные службы, страховые компании…

– Много лет у меня в кабинете над головой висело Почетное свидетельство, выданное руководителем Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александром Бедрицким. Документ удостоверял, что метеорологическая группа АМСГ Калуга осуществляет метеорологические наблюдения с 1843 года. Результаты наблюдений входят в состав Государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды и являются (о, это слово по-особенному греет душу!) достоянием Российской Федерации, – рассказала Татьяна Инкина.

Каждый год 23 марта отмечается Всемирный метеорологический день, а в нашей стране еще и День работников гидрометеорологической службы. В этот раз сотрудники Калужской метеостанции будут отмечать этот праздник как юбилейный. А мы, всякий раз теперь знакомясь с прогнозом погоды, будем знать: метеорология в нашей стране развивалась с участием калужан. Знать и гордиться. Как и тем, что работа сотрудников других метеостанций в Калужской области – в Жиздре, Сухиничах, Спас-Деменске, Малоярославце и Мосальске, – это тоже достояние всей России.

Фото из личного архива Т.В. Инкиной.