Копилка ru.freepik.com 02

Две недели на отказ

Сегодня в нашем совместном проекте с Калужским отделением Банка России поговорим о… навязчивости. Ведь финансовые организации, стремясь не упустить выгоду и заработать как можно больше на займах населению, иногда включают в договор услуги, которые человеку не нужны.

Об этом, собственно, и идет речь в вопросе, который пришел от Елены из Калуги: «Раньше брала кредит на ремонт в квартире и пришлось дополнительно заплатить за страховку, а теперь к автокредиту предлагают еще какие-то платные дополнительные услуги. Насколько это законно?».

На вопрос нашей читательницы отвечает заместитель управляющего Калужским отделением Банка России Лариса ЗАХАРОВА:

Копилка zakharova

– Ни банки, ни микрофинансовые организации не вправе навязывать заемщикам дополнительные платные услуги как условие оформления кредита или займа. И не могут отказать в выдаче кредита только потому, что гражданин отказался от оформления дополнительных услуг.

Возможно, кому-то действительно нужны дополнительные сервисы, и заемщики готовы их приобрести вместе с кредитом. Это может быть, например, техническое сопровождение, разного рода консультации, юридическая помощь онлайн, SMS-информирование и прочее. Но это должно быть осознанным и добровольным решением человека, а ни в коем случае не условием для получения кредита.

Кроме того, банкам запрещено заранее проставлять в кредитном договоре отметки о согласии заемщика на предоставление ему дополнительных услуг. Дать согласие на них будет необходимо самостоятельно, заполняя договор. Если вы соглашаетесь на некоторые из них, обратите внимание, что плата за эти услуги довольно часто добавляется к сумме кредита, и на нее также начисляются проценты.

У вас есть две недели передумать. Заемщик вправе отказаться от любых дополнительных услуг к кредитам и займам даже после подписания договора – в так называемый «период охлаждения», который сегодня действует как на навязанные страховки, так и на платные допуслуги. По закону этот срок составляет 14 дней с момента подписания договора.

Что касается страховок, то с 1 апреля этого года страховые компании будут обязаны предоставить человеку специальную короткую и ясную памятку для всех видов добровольных страховок, оформляемых при заключении кредитного договора. Короткая памятка поможет сразу обратить внимание на основные условия страхования и сравнить предложения разных компаний. В документе должно быть указано, в частности, сколько всего придется заплатить за страховку и какую часть этой суммы составит комиссия банка; можно ли отказаться от страховки и сколько при этом вернут денег; как изменятся условия кредита, если оформить страховку, а затем отменить ее; какие случаи не считаются страховыми, и другие ключевые вопросы. На первой странице документа будет QR-код, который приведет на полные правила страхования. В памятке также должно быть напоминание, что расторгнуть договор с минимальными потерями можно в период охлаждения. Из суммы возврата вычтут плату только за те дни, которые страховка работала.

Если банк нарушает ваши права, жалуйтесь в интернет-приемную регулятора на сайте cbr.ru или по телефону горячей линии 8-800-300-3000. Также можно воспользоваться мобильным приложением «ЦБ онлайн». В чате экспертам Банка России можно задать вопросы о финансовых продуктах, услугах и оперативно получить ответы, проверить информацию о финансовой организации, дать оценку качеству ее работы.

Напоминаем, что любой наш читатель может задать интересующий его вопрос из финансовой сферы специалистам регионального отделения Банка России. Ответ мы опубликуем в газете и на сайте издания. Авторы самых интересных и злободневных тем, затронутых в обращениях, будут поощрены.

Вопросы можно направлять на электронный адрес «Знаменки» info@znamkaluga.ru или прислать по почте по адресу: 248600, г. Калуга, ул. Марата, 10.

Фото пресс-службы Калужского отделения Банка России.