Пленэры и этюды 5

Пленэры и этюды

Этюды, написанные на пленэре, «свежем воздухе», представил заслуженный художник России Владимир Арепьев в визит-центре национального парка «Угра». Мастер назвал экспозицию «Традиции пленэрной живописи». Действительно, природа – главный учитель живописца!

Правда, ее уроки суровы. Кроме творческих трудностей профессии, есть и физические — мороз, дождь, пронизывающий ветер, надоедливые комары, встречи с «интересными людьми»… Но только так можно уловить и передать магию почти незримых, тонких переходов в состоянии природы. Репин писал: «В кустарниках, на Лысой горе, я впервые уразумел законы композиции: ее рельеф и перспективу».

Пленэры и этюды 3

«Этюд» — от французского  «изучение, учение, разработка». Слово, в свою очередь, произошло от латинского «старание, усердие, изучение». Порывом, наскоком, голым чувством успеха в искусстве не добьешься, работа художника сродни труду ученого.

Этюд — подготовительная работа для изучения, фиксации необходимого материала, проверки композиционных идей. Здесь не обойтись без этюдника — небольшого ящика на раздвигающихся ножках для кистей и красок с откидной доской.

Владимир Александрович уже не одно десятилетие – истый организатор пленэров, и в Беляевском лесничестве национального парка «Угра», на базе МГУ, и в других уголках Калужского края, и в разных областях России.

Традиционно каждый выезд художников на территорию парка посвящается определенной теме, отражающей достопримечательности и особенности культурных ландшафтов, создающих образ Родины центральных регионов России.

Пленэры и этюды 1

Часто этюды имеют самостоятельное художественное значение, ведь в них есть непосредственность первого впечатления, легкость, некоторая недосказанность. Эти качества трудно сохранить в окончательном варианте при тщательной проработке деталей.

В представленной экспозиции переплетаются разные темы. Автор замечает и передает даже влияние истории, ноосферы на пейзаж. Например, он отметил, что во Владимирской области, где не было немецко-фашистской оккупации, совсем другие земля и люди.

Именно на пленэре развилась русская реалистическая живопись, через непосредственность впечатлений передавшая эмоциональное восприятие мира природы и бытия человека, пластичность и моментальность временных перемен ландшафта.

В экспозиции представлена и малая пластика. Глиняные сказочные звери лепки отца художника, Александра Арепьева, будто из былины вышли. Ведь он из династии потомственных гончаров. Тонкие чаши из капа, наростов на стволах, вырезал брат художника Юрий, геолог и пчеловод. Дерево – дитя земли, солнца, и единство экспозиции выиграло от этого дополнения.

Придите  на выставку в «дом «Угры» в Гостиных рядах. Вход в визит-центр не с улица Ленина, а со стороны двора, свободный!

Фото из архива Владимира АРЕПЬЕВА.