krop1276

Онегин, добрый наш приятель

Калужская драма «выжала» чемпионский груз, поставив к двухсотлетию начала работы Пушкина  над «Евгением Онегиным» инсценировку его романа в стихах. Отважился на это режиссер Константин Тришин. Ранее он удачно поставил у нас «Шинель» Гоголя, «Антон Чехов рассказывает», «Бобок» Достоевского.

Недавно калужане имели удовольствие видеть с тактом и солью исполненный Дмитрием Дюжевым моноспектакль по роману. Там была сохранена авторская речь!

krop1053

В калужской постановке часть ее озвучил Приятель Онегина (Кирилл Бессонов), лирический герой Александра Сергеевича. И он далеко не во всем его альтер эго! Главный герой романа – эталонный русский язык, которому нет равных в отечественной литературе по красоте и внятности.

Константин Тришин вышел представить спектакль «Онегин» на предпремьерном показе с французским бульдогом по кличке Брют в «кенгурушке». Художник-постановщик и художник по костюмам Данила Травин тоже проявил фантазию, поместив рядом с Татьяной в последней сцене тень громадного дога, видимо, как символ верности долгу.

«Комплекс полноценности» Онегина, его иллюзии о своей значимости в начале спектакля – связка воздушных шаров, а в конце – неподъемные гири, которые развенчанный плейбой влачит, как вериги.

Режиссер по пластике  Софья Гуржиева научила артистов и колесом ходить, и под куполом нашего цирка летать. Музыкальное оформление Екатерины Фастовец было пестрым и находчивым, органично сочеталось с пением артистов.

krop1295

В романе мало действия, мало диалогов, зато очень много «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», что затрудняет его инсценирование. Тех, для кого «Онегин» не является святыней, предупредим: не бойтесь, смело штурмуйте кассу! Спектакль получился какой угодно, только не скучный.

Автор инсценировки лихо обошелся с текстом. «Мой дядя…», начало романа, было решено как немая сцена. Письмо Татьяны читает целый хор дев, весьма убедительно. Последний монолог Ленского произносит Ольга (Анастасия Семесенко). Текст автора, без которого никак не обойтись, ибо в нем – вся прелесть и смысл, роздан не только Приятелю Онегина (Кирилл Бессонов), но и всем артистам по ложечке.

Создатели позаботились, чтобы зритель не заскучал. Спектакль украшен и сном Татьяны со страшным медведем, и таким милым многим зрителям азартным распитием «беленькой», и Онегиным (Вячеслав Соколов) со жвачкой, и гаданием на «магическом кристалле», и множеством других выдумок.

Спектакль ткнул заверченного суетой современника носом в вечность, в абсолют. Всего-то двадцатитрехлетний Александр Сергеевич начал писать его в мае 1823 года, а закончил в октября 1831-го!

Белинский предположил, что автор назвал «Евгения Онегина» романом в стихах, поскольку в нем изображена «жизнь во всей ее прозаической действительности». Это противоречие изысканной формы и банального, казалось бы, содержания, создает существенную трудность и для понимания, и для инсценировки.

«Любое позитивное высказывание автора тут же незаметно может быть превращено в ироническое, а словесная ткань как бы скользит, передаваясь от одного носителя речи к другому», — считал историк культуры Юрий Лотман. И это свойство создатели спектакля использовали в полной мере.

krop1522

Пародий и иронии в спектакле хватает, ведь и сам Онегин – пародия, как догадалась Татьяна. Например, не обошлось без инородных вставок, например,  «Я вас любил…» Иосифа Бродского, шестого из «Двадцати сонетов к Марии Стюарт». Пародийно решен и балет, где Онегин был завсегдатаем, и сцена отчаяния Ольги после гибели Ленского. Татьяна вручает избраннику сердце из папье-маше, школьный муляж этого органа тела…

В финале многие дамы расчувствовались до слез. И было почему. Елизавета Лапина сумела показать эволюцию героини, вызревание ее души.

Неожиданный финал спектакля с видео-артом Сергея Близнеца мы не раскроем читателю. Приходите и посмотрите сами! Но творение гения — скорее дневник, чем роман. Оно предназначено для неторопливого, вдумчивого чтения.

И главная заслуга постановки в том, что кто-то, вернувшись со спектакля, перечтет знакомые со школьных лет строки.

Фото Виктора КРОПОТКИНА.