Гравюры 03

Радуга графики

Сразу две драгоценные выставки голландской графики проходят в Калужском музее изобразительных искусств. Они так выразительны, будто черно-белые листы светятся всеми красками радуги. Волшебные руки  Рембрандта, Ван Дейка, Остаде, Ван Гога  запечатлели саму душу в точных штрихах.

Выставка «Голландцы. Фламандцы. Графика» привлечет самого широкого зрителя шедевром Ван Гога, рисунком «За работой в поле и стирающая женщина»,  и наброском  Рембрандта.

Экспозиция представила гравюры и рисунки двух государств: Голландии и Фландрии (сейчас это Нидерланды и Бельгия). Произведения авторов из этих маленьких, но богатых искусством стран — часть коллекции петербургского куратора Артема Суслова и включает в себя гравюры периода с 1570-х годов и заканчивая началом XX века.

Особенность выставки в том, что она прослеживает эволюцию искусства от Золотого века Северного Возрождения до постимпрессионизма. Вы увидите листы Антониса Ван Дейка, Хендрика Гольциуса, Давида Тенирса Младшего, Рембрандта, Жерара Жоллена, Ван Гога.

Гравюры 04

Рисунки Ван Гога и Рембрандта предоставлены партнерами проекта из Нидерландов и ОАЭ. Успейте посмотреть на них до 26 марта в залах Южного флигеля музея.

А потом посетите в основной экспозиции выставку еще одного голландца, Адриана ван Остаде, полюбуйтесь его офортом 1648 года «Отец семейства». Писатель и художник XIX века Эжен Фромантен, определяя характер голландского искусства, писал: «В голландских мастерских царили лишь один стиль и один метод. Цель одна – подражать тому, что есть, заставить полюбить то, чему подражаешь, ясно выражать простые, живые и правдивые чувства.

Это вытекает из сочетания таких моральных качеств, как непосредственность, настойчивость, терпение и прямолинейность. Можно подумать, что домашние добродетели перенесены из частной жизни в искусство и одинаково помогают и хорошо вести себя, и хорошо писать.

Все это придает их произведениям ценность, какой изображенные на них вещи сами по себе как будто и не имеют». Точнее не скажешь про обе выставки!

Адриан ван Остаде, сын ткача, ученик Франса Халса, провел свою жизнь в описании обычной жизни крестьян, изображая сцены в деревенских домах, тавернах, на ярмарках. Его образы человечны и правдивы.

Таков и «Отец семейства». Как счастливы эти бедные люди, сколько в них достоинства, покоя и ласки! Произведения художника были высоко оценены еще при жизни, а в XVIII веке его имя ставили в один ряд с именем Рембрандта. Большим почитателем его искусства был Петр I, положивший начало собранию произведений Остаде в России.

Не упустите уникальную возможность посетить двойную звезду этих экспозиций до 19 февраля.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.