Новое формы и люди 5

Новый театр: формы и люди

Четвертый фестиваль «Новые люди» прошел минувшей осенью на нескольких площадках Калуги.

Его программный директор Евгений Худяков в качестве театрального продюсера за последние пять лет выпустил более пятидесяти проектов. Он работал с фондом «Сколково», парком развлечений «Остров мечты», театрами «Центр имени Вс. Мейерхольда», «Практика» и «Центр драматургии и режиссуры».

Продюсер и один из знатоков современного российского театра рассказал нам об актуальных критериях этого искусства.

— Как появилось название фестиваля?

— В 2018 году мы долго думали над ним. Это идея Константина Солдатова, бывшего художественным руководителем первого фестиваля. Мы хотели представить людей, которые делают новый театр: необычные жанры, форматы, темы для разговоров со зрителями.

С другой стороны, новые люди – это новый театральный зритель, который появляется благодаря нашему фестивалю. Ведь мы ориентируемся не только и не столько на заядлых театралов, сколько на людей, которые в театре бывают не очень часто. Мы хотим стимулировать их интерес к театру как к искусству, надеемся, что после показов спектаклей фестиваля они продолжат ходить в разные калужские театры.

— По какому принципу вы отбираете спектакли для фестиваля?

— Стараемся привозить новые театры, которые зритель этого города еще не видел. Показать новые форматы, важные темы для разговоров, например, актуальный спектакль для подростков сегодняшнего дня, который вызывает у них живой интерес, вовлечь их в обсуждение.

Например, мы представили спектакли о первой потере, смерти близких, про школьный буллинг, взаимоотношения родителей и детей, о том, что родители часто видят жизненный путь детей иначе, чем они сами. Эти темы важны, но не всегда обсуждаются в семьях. Совместный просмотр спектакля людьми разных поколений – это еще одна возможность для диалога, который без этого, возможно, не состоялся бы.

— Какой спектакль вы мечтаете включить в программу фестиваля?

— Их довольно много. Есть замечательные постановки крупных федеральных театров, которые нам пока не по карману. Например, спектакль «Циолковский», который выпустил Борис Павлович-Волков. Но он технически сложный, не встает ни на одну площадку Калуги. В 2020 году хотели привезти мхатовский «Контрабас» с Хабенским, но фестиваль вообще не состоялся из-за пандемии. Есть еще много желаний и мечтаний, надеюсь, мы воплотим их в следующие годы.

— Какие зрительские стереотипы вы хотите разрушить?

— Очень часто публика ждет, что в коробке сцены актеры, декламируя, размеренно ведут диалог.

— Этого давно нигде нет.

— Не согласен. Я общаюсь со зрителями, и они рассказывают, что их школьный опыт похода в театр с классом был травмирующим. После этого они не рассматривают театр ни как способ досуга, ни как способ саморазвития. Побывав на нашем фестивале, люди узнают, что бывают постановки для одного зрителя, интерактивные спектакли для детей с участием зала, что классические произведения могут быть по-разному интерпретированы…

— А может быть, дело не в новых формах, а нехватке профессионалов на сцене?

— Да, отчасти согласен. Инновационность постановок – не единственный критерий, который мы учитываем. При формировании программы я отсматриваю сотни спектаклей, и на этом фестивале, и на предыдущих есть очень сильные актерские работы.

Например, моноспектакль «Облако в хип-хоп штанах» с Александром Пановым, «А рыбы спят?» с Марией Чесноковой. Интересный актерский ансамбль в постановке «Три сестры». Мне кажется, по этому параметру программа «Новых людей» сбалансирована.

— Ваши впечатления о Калуге?

— За пять лет мы успели полюбить ваш город, мы рассказываем московским коллегам, что фестиваль – замечательный повод съездить в Калугу, провести там день. Например, на прошлый фестиваль мы привезли спектакль Никитинского театра «Двенадцатая ночь», который на тот момент ни разу не показывали в Москве. И один из трех залов ИКЦ почти полностью состоял из московского зрителя! Это и есть событийный туризм.

— Какая книга сейчас вас захватила?

— Перечитал всего Фредерика Бакмана, мечтал поставить спектакли по некоторым его произведениям, но авторские права на них он дает с трудом.

… Калужский зритель приучен к театру, приручен им, на некоторые спектакли любители месяцами не могут купить билеты. Нам нужен театр, хороший и разный, поэтому будем ждать новых афиш «Новых людей»!

Фото из архива Евгения Худякова.