Преступный интерес 02

Преступный интерес

Руководитель офиса продаж одного из операторов сотовой связи за деньги передавал конфиденциальные сведения об абонентах и за это ответит перед судом.

Что наша жизнь? Смартфон. Без этого гаджета современный человек чувствует себя как без рук. Этой нашей привязанностью к мобильному телефону, который сопровождает нас повсюду, пользуются злоумышленники и те, кто не прочь заработать на интересе любопытствующих о личной жизни граждан. Очередное такое уголовное дело – за разглашение сведений об абонентах сотрудником одного из операторов сотовой связи – не так давно ушло в суд.

Руководитель офиса продаж телекоммуникационной компании, представленной в Калуге, имея возможность отслеживать детализацию звонков горожан, пользующихся услугами провайдера, за деньги «сливал» эти данные постороннему человеку.

Преступный интерес 01

– Так называемый заказчик вышел на сотрудника организации через мессенджер и предложил за вознаграждение передавать интересующие его сведения: о телефонных соединениях абонентов, об их разговорах, сообщениях и даже через геолокацию о местонахождении, – рассказал первый заместитель прокурора г. Калуги Станислав Нагаев. – Молодой мужчина согласился и, пользуясь своим служебным положением, через имеющийся у него доступ к базе данных передавал необходимую заказчику информацию.

В течение двух месяцев, пока работал сей криминальный тандем, к незнакомцу из мессенджера утекли персональные данные не менее двадцати пользователей оператора сотовой связи. Именно к незнакомцу. Правоохранительным органам пока не удалось установить ни личности заказчика, ни его мотивов.

– Общаясь через интернет, он хорошо конспирировался, отследить его спустя какое-то время очень сложно, – поясняет Станислав Нагаев.

На исполнителя же, т. е. на того директора офиса продаж, что торговал конфиденциальными сведениями, вышли в результате совместного взаимодействия сотрудники правоохранительных органов и служба собственной безопасности компании. Было возбуждено уголовное дело сразу по двум статьям – за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров или иных сообщений граждан, совершенное с использованием служебного положения; и за неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ. Под ней закон подразумевает разнообразные сети связи, информационные системы и автоматизированные системы управления госорганов и компаний.

– Обе статьи серьезные, и за предусмотренные ими преступления грозит уголовная ответственность от трех до восьми лет лишения свободы, – уточняет первый заместитель прокурора г. Калуги.

Сколько в итоге придется сидеть теперь уже экс-сотруднику телекоммуникационной компании, решит суд. Но интерес, пожалуй, не в этом. И даже не в том, что преступивший закон человек был уличен в содеянном и понесет заслуженное наказание. Вывод из произошедшего в другом.

В век расцвета интернета, мобильников и прочих гаджетов любой может оказаться как на ладони у того, кто, вступив в преступный сговор с нечистоплотным сотрудником какой-нибудь компании-

провайдера, захочет получить информацию о нас. Самую разную. Где мы находимся в конкретное время, с кем общаемся, что покупаем в онлайн-магазинах и на какие суммы. Да много еще чего может рассказать о нас смартфон и попавшая в чужие руки детализация телефонных соединений!

Причем под такой преступный интерес может попасть кто угодно. В описываемом уголовном деле, к примеру, правоохранители не выявили явной тенденции в стремлении злоумышленника (или злоумышленников) получить конфиденциальные сведения о какой-то конкретной категории абонентов. Это были обычные люди, не чиновники, не руководители каких-то структур, не бизнесмены.

Предположить, что кто-то так следил за своим супругом, тоже нелепо, учитывая количество человек, оказавшихся в поле зрения любопытствовавшего.

Так кому нужна подобного рода информация? Может, тем, кто потом позвонит нам под видом «сотрудника» службы безопасности банка или «полицейского»?..

– Исключать, что так мошенники пополняют свою базу данных, нельзя. Но и утверждать это тоже неверно, – замечает Станислав Нагаев.

Однако ясно одно: спрос на подобного рода информацию есть. В стране ежегодно возбуждается по нескольку десятков уголовных дел по статье 138 УК РФ ч. 2 – за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. А если есть спрос, рано или поздно найдутся те, кто за мзду готов будет его удовлетворить. Только в Калуге подобные факты пресекались и в прошлом году, и в 2021-м.

– Чтобы изменить ситуацию к лучшему, влиять на нее должны те, кто отвечает за безопасность конфиденциальных сведений. Т. е. прежде всего сами компании, сами операторы связи, тем более что в результате подобных инцидентов они несут большие репутационные потери, – размышляет Станислав Нагаев.

Правоохранительные органы, конечно, тоже не сидят сложа руки. Тем более если предположить, что все-таки таким способом телефонные мошенники ищут себе новые жертвы.

Фото freepik.com.