Б Нарышкинское болото

Под особой охраной

Даже зимой жизнь калужанина сложно представить без отдыха на природе или хотя бы кратковременного посещения зеленых зон в городе. Некоторые из любимых мест отдыха обязаны своему сохранению статусу особо охраняемой природной территории.

Не только в нашей области, но и за ее пределами широко известны ООПТ федерального значения — заповедник «Калужские засеки» и национальный парк «Угра». Но гораздо многочисленнее ООПТ регионального значения.

Уже три года, как все региональные охраняемые территории природы находятся под эгидой Дирекции парков Калужской области. Природный парк в нашем регионе всего один – «Ландшафт долины реки Ксёмы» в Боровском районе. И основная забота – это памятники природы, которыми с 1995 года называют самую распространенную категорию ООПТ и число которых в Калужской области равняется 151.

В одну из групп этих памятников входят старые лесные массивы, которые по составу близки коренным, заповедным, лесам. Яркий пример — «Засечный лес» в Козельском районе. Во вторую входят болота, особенно верховые сфагновые, имеющие юго-восточный «форпост» в нашем регионе. По долинам крупных рек образовались луга, богатые редкими и красивоцветущими травами.

К памятникам природы закон относит и усадебные парки, которые по здравому смыслу должны бы охраняться как объекты культурного наследия, и их немало. Впрочем, не всегда памятники природы поражают масштабами – к ним относятся и такие малоприметные жемчужины региона, как источники пресных вод.

К сожалению, у статуса памятника природы есть один правовой изъян — единый режим охраны на территории каждого памятника природы с запретительным характером. О чем речь? Так, в границах этих уникальных уголков природы чаще всего запрещаются вырубка деревьев и уничтожение травы, строительство зданий, охота на животных, разведение костров и т.д. Такие запреты защищают природный комплекс от наиболее грубых форм воздействия со стороны человека. Что тут плохого?

Специалистам известно, что  далеко не всегда такие меры позволяют сохранить все многообразие видов, которое сложилось в процессе долгого сосуществования природы и традиционного природопользования. Так, без умеренного сенокошения и выпаса луга зарастают, редкие травы уступают место бурьяну, а теплолюбивые насекомые исчезают. Если говорить об усадебных парках, то без ухода они превращаются в куски леса.

В дикой природе, как считают экологи, существование лугов и полян поддерживали копытные животные, которые выедали растительность. Но сейчас их поголовья явно для этого недостаточно. Не менее важно, что в границах крупных памятников природы рекреационная нагрузка физически не может быть одинаковой: есть исторически посещаемые места, одним участкам природного комплекса рекреационный пресс противопоказан, а другим даже полезен. Поэтому для успешной работы ООПТ нужно зонирование.

Природоохранное законодательство позволяет провести такое разделение территорий в рамках природных парков, в которых можно выделить природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны. Они очень похожи на национальные парки, но носят не федеральный, а региональный статус.

Путь преобразования памятников в парки в организационно-правовом отношении —  задача сложная. Но думается, что при экологически обоснованном подходе этот процесс позволит и сохранить уникальные природные комплексы с их видовым разнообразием, и не ставить необоснованных ограничений для хозяйственной деятельности человека. Ведь очевидно, что от сохранности природных комплексов зависит устойчивость и нашего региона, и планеты в целом.

Виктор АЛЕКСАНОВ,  к.б.н., главный специалист отдела мониторинга биоразнообразия Дирекции парков Калужской области.

Фото автора.