23 1999 Театральная площадь

1999 Театральная площадь

Борода и вата

Давайте вспомним, как мы праздновали Новый год в Калуге.

Представьте себе: 80-е годы, одиннадцать вечера, семья садится за праздничный стол. Светится елка, вещает телевизор, на столе — оливье, селедка под шубой, «Мимоза», соленья, грибочки, сырокопченая колбаса, специально припрятанная для данного случая, ветчина, буженина, холодец. Курица «на бутылке» или утка с яблоками – зависит от того, кто что достал. И конечно, непременный атрибут, витающий в атмосфере, — запах мандаринов. Гирлянды, развешанные по всей квартире, и настоящая двадцатиградусная зима за окном со снегом.

Час проходит, и в последние минуты старого года на экране —  глава страны. Традиция появилась с 31 декабря 1970 года, когда Леонид Ильич Брежнев рассказал о достижениях СССР за уходящие 12 месяцев. После боя курантов и традиционного поджигания бумажки с желанием начинается время «Новогоднего огонька». Дети убегают играть, взрослым тоже немного надоело сидеть за столом и надо пойти погулять, хотя бы в пределах двора. Санки, бенгальские огни, хлопушки, горки. «Огонек…» по «ящику» продолжается, взрослые возвращаются за стол, молодежь терпеливо ждет трех часов ночи, когда начинается программа «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». В пять утра — все, теперь спать.

Думаю, всем известно, что Новый год не всегда наступал 1 января. В книге 1878 года «Летопись калужская» событие обозначили так: «В том же 1700 начали праздновать новый год, или начинать годы с 1 числа января месяца». В декабре 1781 года в Калуге был страшный мороз, горожане через одного падали от чоха, кашля, насморка. В январе уже не было ни одного двора без больных, так что праздник был омрачен, если вообще состоялся.

[sliders_pack id=»275448″]

В то время в Калуге уже существовал театр, и мест для новогодних гуляний в XIX веке было не менее пяти:  городской театр, городской сад (он же — парк культуры и отдыха), Дворянское собрание, Старый Торг и Загородный сад (парк Циолковского). Действовали и катки, которые заливались на Садовой (Кирова) и Нижней Садовой (Гагарина), площади Победы (Дровяной площади), а также ресторации  «Кулон» на современной Ленина и «Кукушка» в городском саду.

Праздничный стол пополнялся вкусной снедью: во второй половине XIX века магазин купца Капырина на Дворянской (Суворова) близ улицы Тележной (Воронина) предлагал к столу копченые и фаршированные колбасы, вестфальскую ветчину, сыры, зельцы, сальме итальянское и другие деликатесы. На стол подавались почки «Брошед», дежурт-уха из налимов, куропатки на канапе, лангет пикали, поросенок с гречкой, икра, треска и оливье, шампань «Лафит» и танцы с цыганскими песнями. В начале прошлого века подарки искали в универмаге Ракова на углу Садовой (Кирова) и Московской (Ленина).

В городском театре, который уже в XIX веке располагался на территории современного сквера Мира, 1 января устраивался «Бал-маскарад». Об этом есть упоминание от 31 декабря 1905 года: бал-маскарад «грандиозный с призами: дамам – брошь, мужчинам – серебряные часы. Вход в масках». Гуляли до трех ночи. А на следующий день – то же самое, но уже без призов. Проходили маскарады и в Дворянском собрании (Карла Маркса, 1). Вход для калужской элиты составлял целых пять рублей!

Из статьи от 6 января 1917 года в газете «Голос Калуги»:  «Вся развлекающаяся публика распределилась между Никитской улицей с одной стороны и театрально-кинематографическими зрелищами — с другой. Театр с его празднично-заезжим репертуаром, с фарсами и маскарадами увеселяет гогочущую толпу, падкую на грязцу и сальность. Кинематографы бьют на трескучий эффект, играя на психологии толпы. Маскарады превратились в сборище горничных, кухарок, уличных девиц с раскрашенными физиономиями и фланеров, ищущих не развлечения, а удовлетворения животной страсти. Ничего духовного, идейного, ничего, чтобы говорило уму и сердцу».

Цитата из калужской газеты «Коммуна»: «Новый, буржуазный 1919 год и пролетарский 2-й год. Новый год — год всемирной гражданской войны за освобождение социалистического отечества мирового пролетариата от «железной пяты» — мирового империализма. С Новым годом, товарищи!».

В 1920 году заявление через прессу перед праздником делают калужские чекисты: «Некоторые советские учреждения… устраивают вечера, танцы, спектакли и т. п. Всевозможные кабинеты превращены в кабаре. Губчека считает такое явление недопустимым. Тем самым нарушается финансовая политика как города, так и государственного сбора…». На встрече 1921 года в зал театра вбежал отряд чекистов и в толпе опешивших калужан стал кого-то отыскивать. Позже на сцену затащили пойманного и стали «готовить» к расстрелу. В зале воцарились паника и ужас, когда жертва стянула с себя лохмотья, оставшись в одежде моряка. Так власть встречала Новый пролетарский год.

В двадцатые годы 25 декабря и 1 января были выходными. После 1929-го официально запретили Рождество и «поставили крест на елках», отменив праздник. Праздновать его стали только в конце 1935 года, вернув «прекрасное удовольствие» «ребятишкам трудящихся Советского Союза» (цитата из «Правды»).

Уже в декабре 1936 года «Коммуна» сообщила калужанам, что город получил игрушки-украшения для новогодних елок, которые из-за «большого и быстрого спроса» доставлялись из Москвы на машинах. Главную елку устанавливали на площади Ленина, гулянья проходили рядом, в парке. В брошюре издательства того же года «Новогодняя елка» по организации праздника для детей присутствуют рассказы о Ленине.

В 1941 году елку на площади Старый Торг установили немцы, но отметить не успели, Калугу освободили перед самым праздником. Кстати, к Новому году оккупантам шли составы с провизией и подарками, которыми они, как вы понимаете, также не смогли воспользоваться.

Газета «Коммуна» (впоследствии «Знамя») за 30 декабря 1943 года писала, что две елки установят для школьников в «Центральном» кинотеатре. Потом состоятся концерт художественной самодеятельности и киносеанс. Праздник продлится до 7 января 1944 года. В 1945-м Новый год отметили в клубе имени Андреева. На «Локомотиве» залили каток, а в «Центральном» снова поставили две елки.

В 1947 году впервые для калужан 1 января стало выходным. Елки в послевоенной Калуге ставили на площади Ленина, а детские утренники проводились во Дворце пионеров и клубе имени Андреева. Фейерверками и хлопушками торговали на Старом Торге, в палаточных рядах.

В 50-е в клубе НКПС (Машзавода) на Ипподромной (Пухова) ежегодно устраивались новогодние утренники, например, в 1971 году только за четыре дня их посетило более 4 000 юных калужан. Их подготовкой занимался детский драматический кружок Ларисы Митрофановой. Взрослые же спешили к десяти вечера на встречу Нового года.

А 30 декабря 1955 года «Знамя» писало: «В фойе кинотеатра «Центральный» устроен настоящий елочный городок. Первое, что обращает внимание каждого, – это вращающаяся елка. Ее приводят в движение два самолета, подвешенные на ветвях вместе с другими игрушками. Особый восторг у детворы вызывает большой ватный Дед Мороз. От других ватных собратьев его отличает то, что он раскланивается, приветствуя малышей. А немного сзади расположен макет кремлевских курантов. Часы отбивают каждую четверть. Все эти «чудеса» сделаны умелыми руками монтера кинотеатра Виктора Ивановича Астахова. Перед первым киносеансом для детей устраивается представление с Дедом Морозом и Снегурочкой, роли которых исполняют Георгий и Людмила Васильевы».

В первый раз елка на новой Театральной площади была установлена 31 декабря 1966 года. Здесь были устроены гулянья, а перед театром поставили огромную фигуру Деда-снеговика. Подарками и елочными украшениями торгует новый универмаг «Калуга». Но главная елка по-прежнему располагается на площади Ленина. Рядом, в парке, устраивали представления, а около Троицкого собора заливали каток.

Краевед Валерий Продувнов вспоминал о том, что в первой половине шестидесятых один раз руководство города вместо елки на площади Ленина поставило разукрашенную ракету как символ советского покорения космоса. Он же рассказывал, что в 1968 году срубили семь елок у могилы Циолковского в парке. Виновных нашли и осудили на четыре года лишения свободы. В пятидесятых срубили ели у памятника Сталину и Ленину в парке отдыха, виновных не нашли.

С 1970-го и до наших времен празднование проходит на Театральной площади. Там устанавливалась не только елка, но и лепились снежные фигуры Деда Мороза и Снегурочки, для детворы — горки. Как-то в семидесятых на площади соорудили большую ледяную голову Деда Мороза, его борода служила настоящей горкой.

К слову, перед Новым годом, 30 декабря 1976 года, город к празднику получил новый крытый рынок на Марата.

В 70-е годы стала востребованной услуга вызова Деда Мороза  на дом, до этого редко практиковавшаяся. На улице Мичурина, 34, находилось бюро добрых услуг, которое доставляло новогодние подарки. Родители несли сюда закупленные сюрпризы, а 31 декабря актер — Дед Мороз вручал их детям. В те же годы появилась елка в Калужской филармонии. К примеру, в 1976-м здесь прошел  большой новогодний бал-концерт.

Традиция осталась и в 80-е. Ее подхватили и многие городские ДК. К примеру, ДК КТЗ в годы перестройки организовывал встречу Нового года с баром и дискотекой. Заявки на встречу праздника в кафе появились уже в 80-е.

В веке новом новогодние елки устанавливают и на Старом Торге, и на Театральной площади, которая с семидесятых годов прошлого века остается главной елкой города.

Думаю, пора остановиться. Спешу поздравить всех читателей с Новым годом!

Фото Юлии ГОЛУБКОВОЙ и из архива автора.