Надежды маленький оркестрик 01

Надежды маленький оркестрик

«Час Баха» на Арене КТЗ стал временем вечности под смычком Спивакова. Владимир Теодорович начал концерт со слов Иоганна Себастьяна: «Цель музыки – трогать сердца».

Владимир Спиваков — дирижер, скрипач, педагог; народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», «Артист мира ЮНЕСКО».

Игре на скрипке он учился в Московской консерватории у двух легенд — Юрия Янкелевича и Давида Ойстраха. Калужане встретили маэстро овацией. К музыканту такого уровня неприменимо слово «виртуоз», его искусство – больше, чем техническое совершенство. Спиваков играет не руками, а сердцем, душой, он растворил свою личность в музыке гения. Скрипка в его руках – будто иной инструмент, так мягко, гибко она звучала. Артист показал свое уникальное неспешное вибрато.

Маэстро концертировал в Калуге со своим оркестром на фестивале «Мир гитары», но там он выступил как дирижер. Тогда музыкант приехал с дирижерской палочкой, которую ему подарил Леонард Бернстайн. Спиваков доверил вашему корреспонденту подержать ее в руках.

Надежды маленький оркестрик 02

Скрипка же – совсем другое дело. Музыкант считает, что если кто-то прикоснется к его скрипке, «в ней нарушится молекулярный состав». С 1997 года маэстро играет на инструменте работы Страдивари, который ему передали в пожизненное пользование меценаты — поклонники его таланта.

«Час Баха» — любимая камерная программа Владимира Спивакова. Тринадцать лет назад он впервые исполнил ее с коллегами на своем фестивале в Кольмаре, затем неоднократно играл на российских и европейских сценах.

Владимир Спиваков исполнил партию первой скрипки во всех номерах программы. В концерте приняли участие Анастасия Белукова, солистка Московского театра «Новая опера» (сопрано), Тимур Пирвердиев, Мария Орлова (скрипка), Анна Гладыш (альт), Петр Гладыш (виолончель), Зоя Аболиц (клавесин).

Основу программы составили богослужебные арии из кантат Иоганна Себастьяна Баха. Композитор написал около трехсот кантат, до нас дошло свыше двухсот. Благородный, сдержанный, но эмоциональный вокал Анастасии Белуковой подчеркнул их главное содержание – смирение перед волей Божьей.

Маэстро сам объявлял номера, доверительно обращался к публике. Прозвучали «Господь, берущий на себя грехи наши, смилуйся над нами», «Бесстрашно стою на пороге смерти, стремлюсь к Тебе всей душой, Спаситель», «И отрет Бог ваши слезы», «Поведай небесам и миру скорбь твою», «Блаженны плачущие». Последнее произведение артисты повторили на бис.

Была исполнена соната для скрипки, клавесина и basso continuo ля мажор. Публика собралась подготовленная, почти никто не зааплодировал между частями, а краткий всплеск маэстро погасил поднятием смычка. Зал не просто слушал, он внимал, такой затаенной была тишина. Некоторые меломаны явились в смокингах, вечерних платьях, проявив уважение к великой музыке.

Многие пришли с букетами, но охранник попытался воспрепятствовать их вручению. Однако маэстро поманил дарителей рукой, вызвав одобрительный смех зала. «Слишком много запретов», — посетовал артист. Розы вручили также от лица губернатора и концертного агентства «Звездный дождь», организовавшего этот праздник.

В конце программы маэстро сказал: «Мы на родине Циолковского. Он видел будущее, как и Бах. Они соединились сегодня в этой точке. Мы вместе с вами создали красоту. Можно многого лишить человека, но лишить его надежды нельзя. Надежды на мир, надежды на то, что вернутся мужья, отцы, женихи… Этому посвящена программа».

Сезон же продолжается, и 18 декабря на Арене КТЗ поет Елена Ваенга.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.