Странно, что этого обитателя калужских лесов британский биолог Карл Линней назвал strix – ночным демоном, который высасывает из людей кровь. Уральская неясыть на первый взгляд – вполне себе симпатичная сова, за которой орнитологи не замечали особой агрессии.

Неясыти – особый род в семье сов. Начнем с того, что происхождение русского названия вида – настоящая загадка. То ли это производное от старославянского «ненасытный» и «прожорливый», то ли определение, которое указывает, что лучше эту птицу на зуб не пробовать.

Из трех видов неясыти уральская, или длиннохвостая, – самая крупная. В Красную книгу Калужской области она попала за то, что птица поселилась на границе ареала, а в других регионах России чувствует себя вполне хорошо и к редким не относится.

Тот, кто видел эту сову вживую, мог заметить, что характерных для остальных птиц семейства ушек у нее нет. Оперение у всех неясытей рыхловатое, зато мордочка весьма примечательная. Самки в длину могут вырастать до 70 см, они крупнее партнеров, а хвост у обоих полов гораздо длиннее, чем у других «демонов». Чаще всего этот вид – светло-серый, окрашенный продольными «пестринами» на грудке. Глаза неясытей черные.

Теперь о том, почему Линней придумал виду такое прозвище. В первую очередь надо понять, что встречаться уральский подвид может как в смешанных, так и в лиственных лесах, и известен как универсальный охотник. На вопрос, чем питается длиннохвостая неясыть, биологи отвечают: грызунами, птицами – воронами, голубями, канюками. Может напасть и на других сов. И вообще, охотиться она может круглые сутки. А в сытные годы делать припасы из тушек грызунов в развилках ветвей, чтобы полакомиться позже.

Агрессия уральского «стрикса» проявляется в полной мере, когда птица защищает свое гнездо. Тут она может напасть и на человека, активно «ухая» и ничего не боясь. На кладку неясыти можно наткнуться в дуплах, расщелинах и гнездах птиц, которые сама же «освободила», съев хозяев. Из трех — четырех птенцов, которые появляются на свет, до взрослого возраста доживают всего двое. Высиживает их «демон» чуть менее месяца. Самец приносит в гнездо добычу, кормя сначала наседку, а потом и птенцов.

По словам старшего научного сотрудника национального парка «Угра» Александра Рогуленко, птенцы очень молчаливы и ведут себя на гнезде тихо. И все же, несмотря на бойцовский характер и заботу в детстве, жизнь длиннохвостых неясытей в природе длится около десяти лет.

В Калужской области длиннохвостую неясыть впервые заметили только в 2010 году, а в нацпарке «Угра» отметили в 2011-м, в Беляевском лесничестве, где поселились пять таких сов. Позже число птиц росло. Их видели в Козельском районе, на территории Оптинского лесничества, позднее – в Березичском. А в этом году в Угорском лесничестве заметили и вовсе уникальный экземпляр – белую длиннохвостую неясыть. Она пряталась в березовом лесу, где благодаря окраске могла стать почти «невидимкой».

Фото С. АЛЕКСЕЕВА, М. ГОЛЬЦОВА.