Онкология, ставшая бичом человечества, поражает самые разные органы, лишая людей здоровья и жизни.

Рак пищевода встречается не так редко, как кажется порой. Трагизм ситуации заключается в том, что пациенты с этим заболеванием впервые выявляются в основной массе уже на 3-й или 4-й стадии заболевания. Это характерно не только для России, но и общемировой практики. А лечение зачастую сводится к различным паллиативным мероприятиям. В связи с этим смертность от онкологии пищевода по-прежнему остается высокой.

Одними из ведущих факторов развития болезни часто становятся хронический прием алкоголя, курение. Однако не стоит думать, что болезнь поражает только маргинальные слои населения. Одной из основных стран – «лидеров» по количеству пациентов с онкологическим заболеванием пищевода является Япония. Там спусковым крючком становится хроническое травмирование внутренней оболочки пищевода мелкими рыбными косточками в силу потребления большого количества морских или речных обитателей. На территориях бывшего Советского Союза «пальма первенства» была у стран Средней Азии, где по традиции пьют много горячего чая. Частые ожоги пищевода также могут приводить к развитию онкологии этого органа.

Пищевод 6927

«Если по распространенности заболевания оно не занимает верхних строк в списке самых частых процессов, то по смертности — одно из ведущих», — отмечает заведующий отделением торакальной онкологии Илья Колобаев.

Заболевание опасно тем, что длительно протекает без каких-либо симптомов и никак не беспокоит пациента. Да и лечить его на 100% медицина пока не готова.

Оперативное же вмешательство на таких стадиях не всегда возможно. Тем, у кого болезнь выявлена на ранних этапах, помочь легче. В эндоскопическом отделении специалисты с помощью гастроскопа могут удалить опухоль из полости пищевода, что приводит к ремиссии быстрее. Если новообразование разрослось, захватило лимфатические протоки или запустило метастазы, то медикам приходится использовать более длительные комбинированные методы лечения. На первом этапе обычно применяется лучевая и/или химиотерапия, а на втором — уже оперативное вмешательство. В тех случаях, когда поражению онкологией подверглись соседние органы или есть сопутствующие заболевания, делающие операцию невозможной, то в ход идут паллиативные меры — химиотерапия либо лучевая терапия либо эти методы комбинируют.

«Часть больных принимает решение отказаться от операции, так как вмешательство происходит и в грудной полости, и в брюшной. Кому-то приходится делать и надрез на шее, чтобы радикальной операцией удалить весь пораженный орган», — отмечает специалист.

Такое вмешательство технически сложно для всех задействованных медиков. Но именно его в онкологии МРНЦ имени Цыба в наукограде провели в начале ноября. Операция по удалению пищевода длилась более шести часов.

«Хирургия — это не спорт, мы не ограничиваемся временными рамками. Много зависит от анатомических особенностей пациента, локализации опухоли — верхняя или нижняя треть пищевода, и множества других факторов. Обычно подобное вмешательство длится от четырех и порой до девяти часов», — поясняет врач.

Все это время анестезиологу приходилось контролировать состояние пациентки, которая дышала одним легким. Второе пришлось «отключить», чтобы его работа не мешала хирургам и могла обеспечить доступ к пищеводу. Малоинвазивным методом, который так называется из-за того, что операция делается через проколы, а не разрезы, и при помощи оптических систем врачи отделяли пищевод пациента от окружающих тканей и сосудов несколько часов подряд. На следующем этапе из части желудка сформировали новую «трубку» для приема пищи, чтобы обеспечить заболевшей женщине нормальное качество жизни. И только после этого был извлечен пораженный орган, а также размещен его «заменитель».

Чем обширнее вмешательство, тем сложнее и пациенту. Возрастает риск развития осложнений. Это также немаловажный фактор для клиник, которые готовы взяться за подобные операции. А посему их в России считанные единицы.

Как правило, эти пациенты после реабилитации ведут привычный образ жизни, если она проходит успешно, а постоперационные осложнения встречаются в 70% случаев, по словам специалистов. К ним относится, например, пневмония. Однако иногда риск оперативного вмешательства перекрывает предполагаемую эффективность от его проведения. Иногда врачи и сами отговаривают пациентов, желающих избавиться от болезни хирургическим методом. Кроме того, даже при успешном вмешательстве и выходе пациента в ремиссию дать точной гарантии об отсутствии рецидива не сможет никто.

За 2021 год в наукограде провели 25 оперативных вмешательств по раковым поражениям пищевода. Случай в ноябре 2022-го стал семнадцатым за текущий год. Часть этих людей получила шанс на продление жизни. В то же время в мировых клиниках продолжаются поиски новых решений этой проблемы. В увеличении своего багажа знаний не останавливаются и медики МРНЦ, которые уверены в том, что рано или поздно удастся найти способ останавливать онкологию пищевода в 100% случаев.

Фото Андрея ХОРОШАВИНА.