Дон Жуан 05

Список Дон Жуана

«Дон Жуан» Моцарта прозвучал в рамках абонемента областной филармонии «Три оперы». Уже сам факт – сенсация для провинции, а тем более в юном, но мастеровитом исполнении вокалистов, да под живой высокопрофессиональный оркестр!

В рамках проекта «К вам едет опера!» Московская областная филармония представила оперу «Дон Жуан, или Наказанный развратник» в формате семистейдж, «полусценической» версии. Без громоздких декораций и псевдоисторических костюмов исполнение великой музыки зачастую только выигрывает.

Молодые, красивые, атлетичные, подвижные, уже проявившие себя вокалисты азартно сыграли легенду о «бессовестном, безбожном Дон Гуане». Ведь существует легенда, что во время работы над оперой Моцарт и либреттист да Понте встречались в Праге с Казановой, и тот служил им консультантом…

Пели студенты, ассистенты-стажеры и выпускники Академии хорового искусства имени Попова, выпускники Молодежной оперной программы Большого театра России. Партию Дон Жуана исполнил Алексей Макшанцев.

Дон Жуан 04

Он — приглашенный артист Большого театра, лауреат международных конкурсов, выпускник Гнесинки, в Академии Попова учился в классе Нестеренко! Наш гость работал с такими дирижерами, как Даниэль Орен, Александр Соловьев, Милтос Логиадис, Лучано Акочелла, Даниэле Скуэо.

Помните, как Лев Толстой возмущался, что грузные и перезрелые артисты поют в любовных сценах опер? В того Дон Жуана, которого представил Алексей Макшанцев, действительно можно было влюбиться веренице красавиц. Лепорелло (Александр Уткин) вел список его побед в алой книжке с золотым обрезом.

Крестьянка Церлина (Анастасия Рябоштанова) прямо из-под венца с Мазетто (Илья Смелков) упала в объятья соблазнителя. Но, когда супруг вооружился вилами, сумела так молодожену глаза отвести, что он же и виноват оказался.

Опера исполнялась на языке оригинала, но русский подстрочник бежал на табло, и публика вдоволь посмеялась над проказами персонажей. Ведь Моцарт определил жанр оперы как «веселая драма». Постановка изобиловала движением, сюжетно оправданными и удобными для вокала мизансценами.

Ревнивица Эльвира (Кристина Клейн) показала испанскую страсть. Донна Анна, дочь убитого Жуаном командора Севильи (Юлия Ситникова), вызвала бурю оваций ярким исполнением сложнейшей партии.

Она убеждала своего жениха Оттавио (Василий Фузейников, лауреат и обладатель Гран-при всероссийских и международных конкурсов) отомстить за попытку насилия и смерть отца. Грозный командор Севильи (Иван Григорьев) отомстил сам, увлек распутника в ад.

Моцарт – непревзойденный автор вокальных ансамблей, которые разворачиваются анфиладой, перетекают друг в друга. Никакая запись не передает прелести дуэта Церлины и Дон Жуана. Присутствовавшим при этом чуде калужанам повезло.

Симфонический оркестр Московской областной филармонии «Инструментальная капелла» (художественный руководитель — заслуженный артист России Виктор Луценко) работал точно и вдохновенно. Истинным удовольствием было видеть, как искусно дирижер Илья Вашерук вел музыкантов и певцов по лабиринту Моцарта.

Режиссер-постановщик спектакля — Наталия Анастасьева-Лайнер, лауреат и член жюри Российской национальной театральной премии «Золотая маска». Она была режиссером Московского театра «Новая Опера» имени Колобова, Камерного музыкального театра имени Покровского.

Постановщик говорит, что «в нашем проекте …собралось много роскошных басов и баритонов, которые необходимы для исполнения этого сочинения, что большая редкость! Это очень чувственная опера: в ней любовь, влечение, страсть. Не только в драматургии, но и в самом звучании. Кроме того, она универсальна. Как в капельке воды скрыта вся Вселенная, так и в сочинениях Моцарта – вся Музыка».

«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает», — сказал Пушкин устами Моцарта. А он понимал толк и в том, и в другом!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.