Место свято (Стояние на Угре) 2

Место свято

Художники издревле стремились изобразить поворотные моменты истории своего народа. Калужанин Павел Рыженко (1970 — 2014) показал избавление от гнета 260-летнего ордынского ига. Во Владимирском ските монастыря Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни, в музее, находится его диорама «Великое стояние на Угре».

Это последнее масштабное произведение заслуженного художника России Павла Рыженко, законченное художником за несколько месяцев до смерти. Он говорил: «Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество». И сегодня это особенно необходимо!

Длина холста — 23,6 метра, высота — 6,7 метра, глубина — восемь метров. Сколько сотен тысяч мазков проложил художник? Но не в этом дело, ведь более 150 персонажей – живые люди, их образы воссозданы по сохранившимся источникам. Рыженко говорил про картину: «Это мое личное стояние за Русь. Разбудить ген Богатыря, генетическую память народа-победителя».

Место свято (Стояние на Угре) 3

Диорама размещается на том самом месте, где происходили исторические события. После них Угру стали называть «поясом Богородицы». Большую часть холста занимает залитый солнцем русский лагерь. У белых палаток воины залечивают раны, отдыхают. Рядом стоит артиллерия, которая была инновацией.

В Москве загодя основали Пушечный двор, где лили русские пушки. На Угре они впервые в русской истории участвовали в противостоянии. Татарские стрелы не долетали до нашего войска, а стрельба пушек наносила сильный урон противнику.

Павел Рыженко изобразил себя как вышедшего из боя раненого воина с саблей в руке. Голова его перевязана — художник в то время мучился сильными головными болями. Рядом за столом сидят немец, датчанин и француз, ведь в войске были иноземные наемники.

Рыженко не называл, в отличие от некоторых, себя гением. Он трезво оценивал свое дарование. «Рисовал лет с пяти – как все дети. Потом поступил в художественную школу в родном городе – Калуге. Ничем не выделялся на общем фоне. В одиннадцать лет поступил в Московскую среднюю художественную школу при Институте имени Сурикова. Окончил ее в 1987 году, потом служил в армии. Ничего выдающегося не делал.

Талант развивается сложно, рывками. И жизнь художника напоминает забег на марафонскую дистанцию. Часто ведь как бывает? Неопытный марафонец так стартует, что глаза из орбит у всех вылезают, поражаешься просто. А потом видишь, как он молниеносно выдыхается.

Надо больше прислушиваться к здравой критике, перестать болеть звездной болезнью. Это и есть смирение. Ничего, кроме реализма, я не признаю. Все остальное, на мой взгляд, сумасшествие в разных формах.

Ужас современного реализма в чем? Висит портрет или пейзаж, реалистически написанный, видно, что мастеровито… Но он не вызывает никаких чувств. Ни восторга, ни слез, ни радости. Даже отвращения. А почему? Носитель этой школы потерял себя как личность. Он своим этим реализмом всего лишь зарабатывает на кусочек хлеба с маслицем».

…Каждый образ «Стояния…» Павла Рыженко пропущен через сердце автора, поэтому его диорама – памятник души.

Фото из открытых источников.