Вечно живые 05

О чести, счастье и войне

Даже если вы не любите театр, особенно психологический, реалистический, приходите на спектакль «Вечно живые» в Калужскую драму. Будто вешней водой омыты артисты, сюжет, сама история. Автор чуда – московский режиссер, актриса, педагог Мария Федосова, ученица Николая Губенко.

Многим трудно смотреть спектакли после фильма на тот же сюжет. Тем более если это — обладатель «Золотой пальмовой ветви» Канн «Летят журавли» Калатозова. Режиссер сняла проблему тональностью исповедальной тишины.

Артисты оправдывают своих персонажей, у каждого своя правда. Пятидесятилетний Чернов влюбился в гламурную особу, занесенную эвакуацией из Ленинграда в глушь. Для нее он вымогает у подчиненного пианиста деньги, наркотики, пытается «продавить» больничную машину для интимной прогулки. Когда артист стал соперником – грозит снять с него бронь.

Все повороты сюжета искусно оттенены музыкой. Чернов объясняется с пассией под романс «Капризная, упрямая». Как всегда, органичный и содержательный, Игорь Постнов представил персонажа и жалким, и зловещим.

Вечно живые 01

Пианист Марк (Дмитрий Казанцев) хочет сохранить «себя любимого» для искусства, воевать не собирается. Нюрка (Людмила Фесенко), развешивающая продукты по карточкам, расцвела, оделась в бархат, меха и золото, обворовывая людей. С сотни голодных по десять граммов маргарина – Нюрке колечко! Но боится, как бы не замели.

Шикарная Монастырская (Анастасия Семесенко), дама  без определенных занятий, оставила в Ленинграде фарфор, хрусталь, драгоценную мебель, прислугу, щедрых клиентов, ночные автомобильные прогулки, сладкую жизнь. Теперь волнуется, бедняжка, как бы не разграбили добро в блокадном городе.

Соображает, что надо срочно замуж выходить, ведь война косит мужчин. У всех проблемы, особенно у тех, кто не производит материальные и духовные ценности, а распределяет их!

В мире других горестей и радостей живут порядочные люди. У них одна забота – была бы Родина. Одаренный инженер Борис (Вячеслав Соколов), отказавшись от брони, ушел воевать добровольцем. Голодные хирурги Федор Бороздин (Валерий Смородин) и его дочь Ирина (Елена Короткова) радуются, что спасли на рискованных операциях раненых бойцов. Голодный преподаватель Анна Ковалева (Лариса Фанаскова) с радостью идет на лекцию в училище.

Беременная жена воюющего инженера радуется, что разработки ее мужа и Бориса будут использованы на производстве. Показал Виктор Розов, что мораль – это не книжные выдумки, а единственный путь и выживания социума, и сохранения душевной бодрости среди мук.

Восемнадцатилетняя невеста Бориса, Вероника (Евгения Сергеева), оглушенная горем, сломалась, вышла замуж за нелюбимого. И как расплата за предательство — ее покинул талант, она больше не скульптор. И только разорвав ложную связь, Белка-Вероника возвращается в мир, где есть и горе, и радость, к искусству и своему дару.

Режиссер придумала пронзительный финал – на экране парили гениальные образы скульптур Веры Мухиной. Вот кем стала девочка по прозвищу Белка. Декорации спектакля (художник Марина Ивашкова)  прозрачны, но точны и активно работают.

Виктор Розов написал драму в 1943-м. «Я отнес пьесу в ЛИТ, — рассказывал драматург, — где получил милый отказ. Старичок — работник ЛИТа — сказал: «Читал, товарищ Розов, вашу пьесу, плакал, но запрещаем».

Зал Калужской драмы как зашмыгал носами под песню «Любимый город может спать спокойно», так до финальной овации слезы и утирал. Хотя авторы не давили на железы, постановка исполнена чувства меры и глубокой культуры.

Да и не в слезах дело, они бывают очень разные. Слова о спектакле ничего не передают, его надо видеть. На сцене просто живут, страдают и радуются живые люди, их воскресили Алексей Чепелев, Дмитрий Трифонов, Андрей Соловьев, Надежда Бурнашова…

И большие роли, и крошечные сыграны достоверно, плотно насыщены мотивацией каждого жеста и взгляда. Никого не хочется выделить. Наверное, это и есть ансамбль? Отметим взлет актерской судьбы — Вячеслава Смородина, который только что воплотил Клавдия, а теперь оживил доктора Бороздина.

Создатели спектакля поставили перед современниками зеркало и вопрошают: «Вот ваши деды, смотрите. А вы повторите за Борисом: «Если я честный, я должен?» Мария Федосова рассказала нам, что задумала постановку до февраля 2022 года. Новые условия резко подняли ее актуальность.

Часто повторяют: «Нужны новые формы». Но это слова Треплева, а не Чехова. Человеку нужен человек. И в этом живом спектакле, как и на Великой войне, люди оказались сильнее нелюдей. Поэтому и состоялась Победа.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.