k mechte za 57 minut 04

К мечте – за 57 минут

Калужанин Александр Кононенко не только стал первым, кто въехал на Эльбрус на снежном мотоцикле – сноубайке, но и установил с командой единомышленников рекорд России по времени восхождения на западную вершину горы – 57 минут 37 секунд.

Правда, этой победе, как часто бывает, предшествовали несколько неудачных попыток и почти два года подготовки. Впрочем, нет. Свой путь к вершине Эльбруса Александр Кононенко, наверное, начал задолго до всех взрослых устремлений. Еще подростком, когда сел за руль своего первого мопеда, а потом влюбившись в мотоциклы.

k mechte za 57 minut 03

О них он, похоже, может рассказывать часами. Как и изучать все, что связано с этим видом техники. Именно стремясь узнать что-то новое, школьником Александр читал в журналах «Клаксон» и «Мото» о смельчаках, покорявших на самодельном полноприводном мотоцикле самую высокую вершину России, или о тех, кто старался оказаться на Эльбрусе на автомобиле «Лендровер». Правда, все эти давние попытки и заездами-то назвать можно было весьма условно: люди, скорее, поднимали технику на лебедках и тросах, чем ехали на ней. Но сами факты врезались в память.

А пару лет назад друзья по мотоспорту Николай Цыденов и Сергей Птушкин предложили Александру «погнать» на Эльбрус на мотоциклах.

– Нами двигала амбиция все-таки заехать на вершину своим ходом. Тем более, несмотря на все предыдущие попытки восхождения на технике, рекорд по времени принадлежал все-таки людям. От поляны Азау до западной вершины Эльбруса спортсмен-скайранер Евгений Марков в 2020 году забежал за 3 часа 12 минут. Нашей задачей было обогнать атлета. Ведь в этом и есть смысл техники: она должна быть быстрее человека, – говорит Александр Кононенко.

k mechte za 57 minut 02

Мечтать несложно. Куда труднее осуществить задуманное. А к своей мечте друзья-мотоциклисты сначала двинулись на своих двоих – взошли на Эльбрус пешими, чтобы оценить крутизну склонов, понять возможные риски и подумать, как их избежать. В феврале 2021 года Кононенко и Птушкин вернулись на Кавказ уже с мотоциклом – ради первых тестовых выездов и согласования со здешней администрацией предстоящего мотовосхождения.

– В нашу затею тогда мало кто верил. Местные поначалу относились к нам как к чудакам. Но когда мы появились с техникой и начали делать первые пробные тестовые выезды, на нас взглянули уже иначе. Отдельная благодарность Хисе Назировичу Беккаеву, генеральному директору «Курорт Эльбрус», который не только нас поддержал, но и здорово помог в организации восхождений, – вспоминает Александр Кононенко.

Пообщавшись с жителями здешних мест, мотоциклисты приехали в Приэльбрусье в мае уже большой командой. Месяц был выбран неслучайно. Если зимой Эльбрус – сплошной ледник, а летом – грунтовые склоны со снежной шапкой, то именно в мае гора покрыта снегом от подножья до вершины, что позволило бы преодолеть весь маршрут на сноубайках…

– Прошли полный курс акклиматизации и стали ждать обещанного прогнозом дополнительного снегопада. Снег действительно пошел, но вместе с ветром. И то снежное покрытие, которое было на вершине, его сдуло. На пешем восхождении мы увидели, что от высоты 4 600 до 5 100 – абсолютно голые ледяные поля, преодолеть которые на своих мотоциклах мы не сможем, – вспоминает Александр.

k mechte za 57 minut. 06

Решили дожидаться июня. А заодно пересмотрели концепцию, придумав от подножья до границ снежного покрова ехать на колесной технике, а там пересаживаться на сноубайки. Но Эльбрус вновь не пустил мотоциклистов, укрывшись фирном – ледяным снегом, который довольно плотный, чтобы можно было проехать, но недостаточно твердый, чтобы работали шипы гусеничной подвески (она используется у сноубайков вместо заднего колеса). Пришлось опять брать тайм-аут уже на целый год, а за это время еще поработать над конфигурацией своих снежных мотоциклов.

Но так получилось, что Кононенко приехал на Кавказ в мае 2022-го – в отпуск с женой. Супруги совершали пешие восхождения, чтобы Александр акклиматизировался для запланированного через месяц заезда. «И в один из дней, когда были на уровне скалы Пастухова, я вдруг увидел тот склон, о котором мы с парнями мечтали все это время», – вспоминает калужанин. Он тут же созвонился с друзьями, но Сергей Птушкин работал в Москве, у Николая Цыденова были срочные дела в Питере.

– Коля решительно заявил: «Саня, садись на мотик, заезжай!» А для меня весь наш проект ассоциировался только с друзьями, с командой. Одно дело, если бы они приехали и на поляне Азау сказали: «Садись. Езжай», а так – не лучший вариант, – рассказывает Александр.

Товарищи, впрочем, не утерпели и, бросив все ради давней мечты, в тот же вечер купили билеты на самолет, чтобы вместе, как и хотели, совершить восхождение на сноубайках. Без необходимой адаптации, но с кислородным оборудованием.

– И 15 мая без чего-то шесть утра мы стартанули. Выбрали специально такое раннее время, чтобы на самых сложных и ответственных участках оказаться без трафика пеших альпинистов, – вспоминает Кононенко.

k mechte za 57 minut. 03

Поначалу двигались втроем. Однако на высоте 5 100 м невольно разделились. У Цыденова мотоцикл вышел из строя, у Птушкина буксовал, и потому они потратили много времени на прохождение одного из участков пути. Кононенко же везло. Александр, как позже станет ясно, еще и выбрал самую удачную траекторию подъема по склону. И хотя несколько раз падал, но все-таки взял на мотоцикле западную вершину Эльбруса, потратив меньше часа.

– Никто не ожидал такого быстрого восхождения. Спасатели находились на ответственных участках, где был риск срыва, где могла понадобиться помощь. Точно так же и наши видеооператоры. Поэтому, поднявшись на вершину, я больше 25 минут провел вообще один. Учитывая, что все теплые вещи оставил на седловине, здорово продрог, – рассказал Александр.

Отвечая на вопрос о своих чувствах в тот момент, говорит: как гора с плеч упала. Ведь вопреки многим сложностям и обидным неудачам они все-таки смогли завершить задуманное. Впрочем, в этом успехе, который теперь зафиксирован в книге рекордов России, похоже, свою роль сыграл и сам Эльбрус. Он будто решил уступить этим настойчивым парням, впустить их к своей вершине, выделив на это, по сути, один-единственный день.

– Когда мы спускали мотоциклы, у подножья были уже огромные проталины. Если бы мы чуть промедлили, не стали совершать подъем, мы бы опять не смогли взойти, – считает Александр.

Этот случай – первый и пока единственный факт восхождения техники на западную вершину Эльбруса своим ходом. Да еще и с рекордным для нашей страны временем. Его можно было бы в какой-то мере считать рискованным баловством, однако у этой истории есть и прикладная сторона. Опыт Александра Кононенко и его друзей может пригодиться высокогорным спасателям.

– Да, наша история восхождения на Эльбрус первоначально имела спортивный характер, но даже когда мы совершали только пробные попытки, уже поняли, что, в принципе, делаем абсолютно новые вещи, – объясняет Александр Кононенко. – В этом смысле важно не то, что на мотоцикле добрались до вершины, а то, что модифицированные нами сноубайки многократно способны доезжать до тех участков Эльбруса, куда не может добраться ни один тип техники. Причем доезжать достаточно безопасно и очень быстро. Ведь мы не только штурмовали вершину. Мы доставляли грузы, перевозили людей из нашей команды. Это говорит о том, что снежный мотоцикл способен выполнять очень сложные задания в условиях высокогорья и служить для спасения людей.

Возьмут ли на вооружение специалисты опыт Кононенко, Цыденова, Птушкина, покажет время. Но один очень важный жизненный урок Александр уже дал своим двум дочкам и сыну: если начал путь, иди до конца. Верь в себя, в друзей, и все у тебя получится! Впрочем, это урок и всем нам.

Фото Елены КОСОВОЙ и из личного архива Александра Кононенко.