Есть законы и постановления работающие и неработающие. Попадают в число первых, прежде всего, наверное, правила и распоряжения, не оторванные от жизни. Народ потому их и соблюдает, что они логичны, не вызывают непонимания. К числу вторых можно смело отнести то, что выдумано в кабинетах и прописано на официальной бумаге без учета присутствия тех самых оврагов из присказки.

Многолетний вопрос о вывозе с контейнерных площадок для сбора мусора веток, листвы и прочего деревянно-растительного, связанного с уходом за зелеными насаждениями, видимо, из разряда нелогичных для людей законов. И сколько бы власти ни разъясняли жителям, почему Калужский региональный экологический оператор не осуществляет их утилизацию, народ искренне не понимает юридических тонкостей в существующей мусорной казуистике. И потому не только складирует такие отходы у баков, но и без зазрения совести требует (в т. ч. публично, через соцсети) вовремя убирать наложенное.

Действительно, рядовому потребителю трудно увидеть разницу между листвой, собранной дворником у подъезда многоэтажки, и той, что приносят со своих участков живущие в частном секторе. Однако по действующим нормативам у дворника – это уличный смет, и он вывозится за счет тарифа регионального оператора. А у собственника дома на земле – это мусор, который не относится к зоне ответственности КРЭО, и потому за его утилизацию условные дядя Петя или бабушка Маша должны платить отдельно.

Желая сэкономить, и несут владельцы частных домов ветки к ближайшей контейнерной площадке у многоэтажки. Отдавая на откуп (в прямом и переносном смысле) вывоз таких порубочных остатков УК или ТСЖ. Те, в свою очередь, должны раскошелиться на уборку веток и листвы из тех денег, что платят им собственники квартир, которые не имеют никакого отношения к мусору с огородов.

На возмущение людей чаще всего отвечают: мол, в ваших интересах узнать, какой чужак сваливает к вам свои кучи. Но как отследить хозяина веток? Не сидеть же, в конце концов, жильцам сутками в засаде на балконах, чтобы увидеть и запечатлеть, кто именно свозит свои растительные отходы к бакам их многоэтажек. К тому же земля под контейнерными площадками для сбора мусора муниципальная, и потому содержание ее в чистоте не входит в зону ответственности ни управляющих компаний, ни ТСЖ.

Или взять конкретную кучу веток на улице Центральной напротив домов № 3 и  5 в микрорайоне Северный в Калуге. Она появилась еще в начале лета, но до сих пор лежит, никем не тронутая, в том отсеке, куда положено сносить крупногабаритный мусор. Местные жители считают, что все эти ветки – бывшие кусты, что росли под фундаментом трансформаторной будки. Она расположена буквально в двух шагах от мусорки.

Кто срубил те кусты, доподлинно неизвестно, поэтому непонятно, кому предъявлять претензии и счет на вывоз. То ли энергетикам, что защищали фундамент будки от разрушения. То ли жителям, которым разросшаяся зелень мешала проезжать и проходить. Вот и лежит куча почти полгода, только прирастая в объемах.

И таких навалов по всему городу – десятки, если не сотни. Некоторые из них со временем превращаются в стихийные свалки, которые приходится убирать уже городским коммунальным службам со всеми вытекающими из бюджета последствиями.

Калужский региональный экологический оператор, ссылаясь на 89-й Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», а также на разъяснения Минприроды РФ и прочее бумажное творчество, твердит, что должен вывозить исключительно твердые коммунальные отходы, к коим мусор, образующийся на придомовой территории при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относится. В конце октября пресс-служба КРЭО в очередной раз донесла до калужан этот постулат. Уже с отсылом на круглый стол, который прошел в Госдуме, где обсуждалась тема правового регулирования и особенностей обращения с определенными видами отходов. «На мероприятии еще раз подтвердили, что строительный мусор, древесная обрезь и листва не являются ТКО и процесс их вывоза, дальнейшая утилизация не входят в компетенцию экологического оператора», — значится в релизе.

Однако можно выпустить кучу циркуляров, но они не будут работать и соблюдаться, если народ не чувствует их логичности. А с этим в мусорной теме у потребителей на самом деле много вопросов. Людям непонятно, зачем делить утилизацию отходов между несколькими ответственными структурами и каждой платить отдельно. Не проще ли спрашивать с одного? Тем более сносят и строительный, и растительный, и бытовой мусор в общее место – на контейнерную площадку.

Проблема с вывозом различных по происхождению отходов актуальна не только для Калуги, но и для других регионов страны. Но, может быть, именно калужане станут первыми, кто поднимет ее на законодательном уровне?

Варианты могут быть разные. К примеру, раз навалы веток и листвы – явление сезонное, можно по аналогии с платой за отопление прописать увеличение в это время тарифа КРЭО для оплаты потребителями. Или доплачивать оператору из муниципальной казны за вывоз порубочных остатков, зато экономить на топливе и амортизации машин коммунальных служб.

Иными словами, при желании всегда можно найти пути решения проблемы. А от одних лишь призывов и требований не сносить ветки и листву в мусорные баки чище на контейнерных площадках, как показывает опыт, не становится.

Фото Алины АНДРЕЕВОЙ.