Вечная красота 1

Вечная красота

Не каждый день увидишь выставку картин-драгоценностей! Поэтому не пропустите экспозицию современной эмали в Калужском доме художника.

Это уже шестое биеннале эмали в областном центре. На выставке — около семидесяти работ девяти мастеров. Пластины представили художники из Калуги, Москвы, Беларуси и Германии.

Эмаль как станковое искусство, а не ДПИ таит в себе еще очень большой спектр неоткрытых и непознанных свойств и находится на начальном пути развития. Современному творцу нужно суметь не стать технологом, а сохранить в себе художника.

Приходится делать отбор замыслов и ограничиваться в возможностях, продиктованных материалом. Эмаль имеет, как и любой другой материал, свой пластический язык, присущий только эмальерному искусству. Лаконичное выражение смысла, его символизм и образное наполнение порою в этом жанре важнее изобразительной конкретности.

Чрезмерное увлечение иллюстративностью, повествовательностью вредит искусству вообще, а особенно это неуместно в эмали. И мастера экспозиции изящно миновали эту опасность.

Вечная красота 2

Посетители дивятся сверкающим, как драгоценные камни, картинам. А почему «как»? В художественной эмали основа – это медная пластина и стеклянный порошок, окрашенный окислами металлов. По химическому составу они не отличаются от природных минералов. Под воздействием огня они сплавляются в единую поверхность со сложной, как у драгоценных и поделочных камней, структурой.

Состав эмалей точно такой, как у природных самоцветов аметиста, яшмы, оникса, лазурита и десятков других. Кварц и другие компоненты стеклоподобных «красок» не изменяются со временем, не выцветают. Мы до сих пор можем любоваться эмалями художников Древнего Египта, которые изобрели это искусство. Сплав окрашивается в тот или иной цвет в зависимости от включения в него соединений различных металлов. Например, различные оттенки красного цвета образуют определенные соединения золота, железа и хрома. В желтый цвет эмаль окрашивается благодаря соединениям сурьмы или серебра, в синий и голубой – кобальта, в черный – иридия и марганца.

Калужская художница Людмила Зайчикова стала не только обладательницей Гран-при международного симпозиума в Кечкемете, но через два года — уже членом жюри этого форума.

Сюжеты Михаила Мантулина позволят вам увидеть себя в зеркале искусства. Центрами эмальеров стали французский Лимож, венгерский Кечкемет и русский Ярославль. Михаил Мантулин, инициатор, организатор и активный участник проекта, считает, что скоро одним из таких центров может стать Калуга.

Рассмотреть работы можно до 15 октября. Вход свободный!

Фото автора.